Иван Айвазовский

Иван Айвазовский — русский художник и живописец, выдающийся маринист, график и коллекционер, а также меценат. За 60 лет творческой деятельности создал свыше 6 тысяч картин, большинство из которых — морские пейзажи, и устроил сотню выставок — как на родине, так и в Европе. Стал главным художником российского флота. Огромные средства жертвовал для обустройства родного города Феодосии, где и был похоронен.

Иван Айвазовский
Краткая информация об Иване Айвазовском

Настоящее имя: Ованнес Айвазян

Возраст: 208 лет

Дата рождения: 29.07.1817

Место рождения: Российская империя, Таврическая губерния, г. Феодосия

Знак зодиака: Лев

Гражданство: Россия

Семейное положение: Был женат

Ранние годы

Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года. При рождении он получил имя Ованнес Айвазян, так как происходил из старинного армянского рода. Предками художника были армяне, в XVIII веке переселившиеся из западной части исторической Армении в Галицию — землю в Восточной Европе, ныне занимаемую современной Украиной.

Отец художника, Геворк Айвазян, после переселения из Галиции на территорию Дунайских княжеств плотно занялся торговлей и стал купцом. По роду своей деятельности Айвазян много кочевал и наконец в начале 1800-х годов обосновался в приморском городке Феодосии, на территории полуострова Крым. Там он сменил имя и фамилию на Константин Григорович Айвазовский и женился на местной армянке Рипсиме.

У них родились пятеро детей — два сына и три дочери. Саргис, старший брат художника, впоследствии стал монахом, архиепископом и историком, приняв имя Габриэл. Отец их большого семейства, Геворк Айвазян, постепенно разорился — виной тому была эпидемия чумы, настигнувшая Феодосию в 1812 году. Финансовые дела его шли всё хуже и хуже. Однако дети, несмотря на трудности, получали необходимое образование.

Иван с малого возраста проявлял удивительные способности к творчеству и музыке. В восемь лет он взял в руки уголёк и весьма точно изобразил на стене родного дома парусник. Мальчик любил рисовать на белёных поверхностях местных оград и домов, к недовольству некоторых соседей. Обучаясь в местном приходе, юный художник самостоятельно освоил скрипку, а мастерство рисования перенимал у феодосийского архитектора Якова Христиановича Коха.

Тот был удивлён способностям своего ученика. Он стремился помочь ему в развитии таланта — дарил карандаши, краски и бумагу. Родители Ивана, испытывавшие материальные проблемы, по возможности старались обеспечить сына всем необходимым, однако это им не всегда удавалось. Тем временем успехи Айвазовского-младшего становились всё более значительными, о чём Яков Кох не раз упоминал в беседе с градоначальником Феодосии, Александром Ивановичем Казначеевым.

Тот решил познакомиться с молодым дарованием и не меньше архитектора был впечатлён его талантами в области живописи. Казначеев стал покровителем Ивана и всячески способствовал его дальнейшему обучению. Впоследствии Айвазовский создал несколько его портретов. Иван проявлял трудолюбие в учёбе и в свободное время не гнушался зарабатывать деньги своей игрой на скрипке в кофейнях Феодосии.

Однако он с детства был влюблён в море. Его постоянно заставали за созданием морских пейзажей. С помощью Казначеева Айвазовский смог переехать в Симферополь и поступить в городскую гимназию. Там на Ивана сразу обратил внимание его новый учитель рисования Иоганн-Людвиг Гросс. После всего срока обучения, в 1833 году, воспитанник получил от него рекомендацию для дальнейшего поступления в Императорскую Академию художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.

Иван Айвазовский

Иван Айвазовский. Портрет авторства Алексея Тыранова (1841)

Образование

В 1833 году 16-летний Айвазовский прибыл в Северную столицу, где был определён в пейзажный класс к известному русскому живописцу Максиму Никифоровичу Воробьёву и получил возможность обучаться за казённый счёт. Воробьёвская школа ценилась своей техникой, а Иван Айвазовский сразу снискал расположение учителя, который был к тому же ярым поклонником скрипки и оценил разносторонние таланты нового воспитанника.

Уже спустя два года своего обучения у Воробьёва его ученик из Феодосии создал пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» и получил за них большую награду — серебряную медаль. После этого Ивана назначили помощником к французу Филиппу Таннеру — модному маринисту, которому покровительствовали представители высшего света.

Отношения между 18-летним Айвазовским и заносчивым Таннером сразу не задались. Амбициозный юноша стремился показать своё творчество окружающим и без согласия учителя-художника, запретившего ему писать самостоятельно, выставил пять собственных картин на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Все они оказались высоко оценены критиками.

Однако Таннер, известный своим тяжёлым характером, не мог простить Ивану непослушания и пожаловался главному своему заказчику — самому императору Николаю I. Картины его воспитанника сразу сняли с выставки, Айвазовский оказался под опалой в течение полугода. Однако это не сломило его стремления продемонстрировать своё творчество миру. Спустя несколько месяцев после скандала он был определён к учителю Александру Ивановичу Зауервейду, ведущему класс батальной живописи.

Иван стал изучать особенности написания морской военной живописи. В сентябре 1837 года он создал картину «Штиль» и получил за неё золотую медаль. Успехи Айвазовского, его выдающиеся способности позволили ему с разрешения вышестоящих лиц завершить обучение в Императорской Академии художеств на два года раньше положенного. Кроме этого, ему позволили отправиться на малую родину в Крым для свободного творчества.

Также решено было отправить художника за границу, в шестилетнюю командировку. С весны 1838 года, вернувшись на тёплый полуостров, молодой Иван Константинович создавал картины морских сражений и пейзажи водной стихии. Он также являлся участником военных действий в Черкесии. Осенью 1839 года Айвазовскому выдали аттестат об окончании академии. Вдобавок, ему были пожалованы личное дворянство и чин.

Иван Айвазовский

Автопортрет (1874)

Карьера

В 1840 году состоялась его первая поездка в Европу. Иван Айвазовский посетил Рим и Венецию, некоторое время работал в итальянском городе Сорренто. В этот период у художника появилась собственная манера исполнения: он писал пейзажи не с натуры, а воссоздавая их по памяти. В Италии он познакомился с живописцем А.А. Ивановым, чьи картины вдохновили его на создание полотен на библейскую тему.

Итогом стали два шедевра, один из которых Айвазовский подарил своему брату-священнику Габриэлу. Вторую картину, «Хаос. Сотворение мира», приобрёл для Ватикана папа римский Григорий XVI, высоко оценивший талант художника. За эту работу он наградил автора золотой медалью. Это немедленно прославило русского художника И.К. Айвазовского на всю Европу.

Италия тепло принимала Ивана Константиновича, к его работам хорошо относились европейские критики, и их отлично покупали. За четыре года пребывания за границей живописец много работал и создал порядка 80 картин. Он получил большую известность и признание. В 1842 году, путешествуя по странам, Айвазовский побывал в Швейцарии и Голландии, Англии, Франции и Испании.

В одной из морских поездок корабль, на котором он находился, пересекал Бискайский залив, известный своими штормами, и угодил в сильнейшую бурю. Мощь разыгравшейся стихии была настолько сильна, что судно едва не затонуло. Весть о том, что русский художник Иван Айвазовский погиб, быстро разлетелась по европейским городам и столицам. На родине, в России, он также был объявлен умершим.

В Париже в то время находились в продаже его картины. Все они моментально взлетели в цене и были раскуплены. Однако художник выжил — на поломанном корабле он прибыл в Лиссабон, а затем добрался до Марселя. В 1843 году его холсты появились в Лувре. Таким образом, Иван Айвазовский стал первым из русских художников, кто представлял свою страну во Франции. Он стал обладателем золотой медали Парижской академии художеств.

В 1844 году он вернулся на родину, где сразу же был назначен живописцем Главного морского штаба России. Это давало ему право носить особый мундир. Позже Иван Константинович вспоминал, что, несмотря на страх от возможности скорой смерти, в разгар бури, едва не стоившей ему жизни, он выбрался на палубу и воочию наблюдал за силой и жуткой красотой стихии.

Спустя восемь лет после того события, в 1850 году, Айвазовский создал свою знаменитую картину «Девятый вал». Художник, как всегда, по памяти воспроизвёл шторм, свидетелем которого он оказался. На своём холсте он изобразил огромные сильные волны, вздыбившиеся над горсткой людей, отчаянно цепляющихся за жизнь в виде сломанной мачты затонувшего корабля. Вся картина была выполнена в тёплых тонах, которые словно давали надежду на спасение несчастных.

Творение Ивана Айвазовского произвело сильное впечатление на окружающих. Сам император Николай I поспешил купить полотно. Известный коллекционер Третьяков также хотел приобрести картину, но она уже была продана. «Девятый вал» выставлялся в Эрмитаже и приводил в восторг не только русских, но и зарубежных ценителей живописи. К тому времени Иван Константинович Айвазовский являлся профессором Петербургской Академии художеств. На эту должность он был назначен в 1847 году.

Обучив многих художников-маринистов, он продолжал создавать свои новые картины. Большую их часть составляли пейзажи, но вместе с тем художник рисовал города, батальные сцены, портреты своих близких. Также известны четыре его пейзажа под названием «Четыре богатства России». За эти работы Айвазовскому, первому из российских живописцев, был присуждён орден Почётного легиона Франции.

Темы для многих своих картин живописец черпал из поездок по разным местам. Он очень много путешествовал по миру — любил навещать Константинополь, присутствовал на открытии Суэцкого канала в Египте и позже создал несколько полотен, посвящённых достопримечательностям этой страны. Давнее желание увидеть Армению, край своих предков, Иван Константинович воплотил в 1868 году. После этого художник создал картины, на которых изобразил гору Арарат, равнину подле неё и озеро Севан.

Айвазовский имел все возможности странствовать по миру, так как не испытывал никаких финансовых ограничений. Он был весьма состоятельным человеком, и продажа картин представляла не самую большую часть его доходов. Настоящую денежную прибыль приносили мастеру кисти его имения. Он стал землевладельцем в 1848 году, когда император пожаловал ему крупное поместье в Шах-Мамае, селении в 25 километрах от его родной Феодосии.

На его территории, помимо дома в восточном стиле, находились молочная ферма и паровая мельница. Впоследствии Шах-Мамай был переименован, сейчас он известен как посёлок Айвазовское. В другом имении художника, в Субаше, выращивались овощи. Имелись также виноградники и большие сады.

Находясь даже в почтенном возрасте, Айвазовский не утратил тяги к путешествиям. В 1892 году 75-летний художник посетил США и увидел Ниагарский водопад, затем создал картину с изображением этой природной достопримечательности. Однако из всех своих странствий Иван Константинович неизменно возвращался в Феодосию, свой родной городок в Крыму, называя это место настоящим домом.

Жизнь в Феодосии

В 1845 году, получив разрешение императора, художник переехал в Феодосию и занялся обустройством дома. Для своего особняка он выбрал городскую набережную. Айвазовский начал активно участвовать в развитии и благоустройстве Феодосии, на собственные средства создав школу искусств и картинную галерею. Он превратил маленький морской городок в своеобразный центр живописной культуры.

По инициативе Айвазовского в нём появились концертный зал и библиотека. В 1888 году был открыт фонтан, построенный на личные средства Ивана Константиновича. Фонтан был назван именем самого Айвазовского по Высочайшему указу. Кроме того, художник на свои средства возвёл отдельный фонтан памяти градоначальника А. И. Казначеева на Базарной площади. Помимо благоустройства города, Айвазовский активно участвовал в археологических раскопках, проводимых в его окрестностях.

Под руководством художника были обнаружены более 90 древних курганов. Их содержимое было передано в Эрмитаж, где выставляется и сейчас. Художник сам создал проект для Феодосийского музея древностей и на собственные деньги построил его на горе Митридат. Также он инициировал возведение железной дороги от Феодосии до Джанкоя. Айвазовский ратовал за открытие порта, обосновав его преимущества, и он действительно был построен в 1892–1894 годы.

В итоге Феодосия обрела самый большой торговый порт на всём полуострове. Айвазовский решил и другую острую проблему города — нехватку питьевой воды: он безвозмездно передал Феодосии источники из своего Субашского имения. От него на 25 вёрст были проложены водопроводные трубы, по которым вода пришла в Феодосию. Фонтан, созданный Иваном Константиновичем, обеспечивал горожан водой абсолютно бесплатно.

Начиная с 1880 года и по сей день работает Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского, открытая в доме художника. Она стала завещанием, оставленным им родному городу. Сейчас это один из крупнейших в мире музеев живописи-маринистики, насчитывающий свыше 13 тысяч экспонатов.

Иван Айвазовский

Смерть

Иван Айвазовский в течение долгого времени оставался первым и единственным из русских художников, создававших морские пейзажи. Его авторский стиль изображения, цветопередача и мастерство их написания оказали существенное влияние на других живописцев — таких, как Куинджи, Боголюбов, Фесслер, Ганзен, Лагорио. Признанный первым почётным гражданином Феодосии, последние годы жизни он провёл там, ограничив круг общения и принимая гостей в своих имениях.

Он работал до самой смерти, создавая картины. С 1897 года, с лёгкой руки писателя Антона Чехова, распространилась фраза «достойный кисти Айвазовского», которая стала синонимом чего-либо совершенного и прекрасного. Последним завершённым творением художника была картина «Морской залив», а в день перед кончиной Иван Айвазовский приступил к написанию работы под названием «Взрыв турецкого корабля».

Он умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в возрасте 82 лет. Согласно завещанию, художника-мариниста похоронили во дворе старинной армянской апостольской церкви Сурб Саркис в Феодосии. Данный храм 1330 года постройки Иван Константинович Айвазовский на собственные пожертвования восстановил после пожара 1888 года, лично расписывал внутренние стены. В нём он был крещён в 1817 году, а также венчался с супругой.

Иван Айвазовский

Личная жизнь

В 1848 году 31-летний Айвазовский был знаменит, богат и только что удостоен личного дворянства — лучшие семьи охотно породнились бы с ним. Однако он удивил всех, выбрав 19-летнюю Юлию Гревс — скромную гувернантку, дочь штабс-доктора на русской службе.

Она не могла похвастаться ни знатным происхождением, ни богатым приданым, к тому же была лютеранкой и своей внешностью сразу выделялась из общей массы светских дам, одетых по последней моде. Художник вспоминал, что темноволосая и черноокая Юлия напомнила ему женщин из его рода. Он признавался, что влюбился с первого взгляда и уже не мог отвести взор от избранницы.

После их свадьбы пара сразу переехала в Крым, где супруги повенчались в армянской церкви Сурб Саркис. За 12 лет брака Юлия Яковлевна подарила мужу четырёх дочерей: Елену, Марию, Александру и Жанну. Однако семейную жизнь сложно было назвать счастливой: сохранились письма жены Айвазовского самому императору Александру II, в которых она жаловалась на систематическое насилие над ней властного и ревнивого супруга.

В 1860 году Юлия Гревс, не выдержав его грубого обращения, сбежала с детьми, однако позже вернулась обратно. После этого они уже не жили вместе, однако их развод состоялся лишь в 1877 году. Через несколько лет 64-летний художник присутствовал на похоронах одного влиятельного феодосийского купца и познакомился с его вдовой, 26-летней армянкой Анной Никитичной Саркисовой-Бурназян.

Разница в возрасте — почти 40 лет — не смутила Айвазовского: он влюбился и вскоре женился на Анне. Второй брак Ивана Константиновича оказался счастливым и продлился 18 лет — до самой его смерти. И хотя, по мнению писателя А. П. Чехова, бывавшего у художника в гостях, он держал вторую жену «в ежовых рукавицах», сам Айвазовский писал, что по-настоящему любит Анну и только благодаря ей заново ощутил связь с армянскими корнями.

Вместе супруги посещали страны Европы, побывали в Америке. Бурназян была рядом с мужем до его кончины, а впоследствии на протяжении 44 лет носила траур. Она пережила революцию, после которой их имения были национализированы, и жила в уединении в нескольких комнатах особняка, которые ей удалось оставить за собой. Анна Никитична умерла в июле 1944 года и была похоронена возле могилы мужа.

Две дочери Айвазовского, Мария и Александра, эмигрировали за границу после 1917 года, оставшиеся в России Елена и Жанна ушли из жизни в 1918 и 1922 годах соответственно.

Награды и звания

  • 1835 —Серебряная медаль Академии художествЗа пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем»
  • 1837 —Большая золотая медаль Академии художествЗа картину «Штиль»
  • 1842 —Золотая медаль папы римского Григория XVIЗа картину «Хаос. Сотворение мира»
  • 1857 —Орден Почётного легиона (Франция)За серию «Четыре богатства России»
  • 1874 —Орден Османие II степениЗа заслуги в искусстве
  • 1890 —Орден Меджидие I степени (Турция)За заслуги в искусстве
  • 1890 —Орден Почётного легиона (Франция)
  • 1893 —Орден Белого орла (Россия)За заслуги перед государством
  • 1897 —Орден Святого Александра Невского (Россия)
Вам также могут быть интересны
Джонни Кэш
Джонни Кэш
МузыкантыПевцы
Роми Шнайдер
Роми Шнайдер
Актрисы
Владимир Солодов
Солодов Владимир Викторович
Государственные деятели
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.