Хуснуллин Марат Шакирзянович
Хуснуллин Марат Шакирзянович — государственный деятель. С начала 2020 года — заместитель председателя правительства РФ. Курирует Южный федеральный округ. В 2001—2010 годах — министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. С 2010 по 2020 год — заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики. Является кандидатом экономических наук.
Возраст: 58 лет
Дата рождения: 09.08.1966
Место рождения: г. Казань
Знак зодиака: Лев
Гражданство: Россия
Семейное положение: Не женат
Ранние годы, образование
Марат Хуснуллин (09.08.1966) родился в Казани — крупнейшем городе и столице Татарской АССР. В открытых источниках нет никакой информации об отце государственного деятеля. Известно, что мать Марата Хуснуллина была медсестрой и работала на теплоходе судовым медиком. Всё своё детство он провёл в Чистополе, что находится примерно в 100 км от Казани.
Все летние каникулы юный Хуснуллин проводил с матерью в длительных речных круизах. В своих путешествиях по Неве, Дону, Волге он мечтал, что станет капитаном судна. Однако в старших классах Марат Шакирзянович всерьёз увлёкся точными науками и принял решение после окончания школы поступать в университет на экономическое направление.
В 1983 году молодой Марат Хуснуллин становится студентом Казанского финансово-экономического института. Однако по окончании первого курса он вынужден ненадолго прервать учёбу, т.к. отсрочка от службы в армии на период обучения в вузе в те годы была отменена. В 1984 году Хуснуллин отправился служить в ряды Советской армии с твёрдым намерением получить высшее образование сразу же после окончания службы.
В 1986 году Марат Шакирзянович возвращается в Казань и продолжает обучение. В 1990 году получает красный диплом КГФЭИ по специальности «экономика». В 2000 году проходит переподготовку в одном из британских вузов, выбрав направление «профессиональный менеджмент». Спустя шесть лет, в 2006 году. Марат Хуснуллин защищает диссертацию и становится кандидатом экономических наук.
Профессиональная деятельность
С начала учёбы в институте Хуснуллин подрабатывал там лаборантом, обслуживал опытные установки. После службы в армии он продолжил не только учёбу, но и трудовую деятельность всё тем же лаборантом, проработав в данной должности до 1987 года. Параллельно с работой молодой человек углублённо изучает бухгалтерский учёт, экономику, точные науки. Это способствует тому, что Марат Шакирзянович решает сменить место работы.
В 1987 году Хуснуллин устраивается в строительный кооператив «Темп» на должность главного бухгалтера, а спустя непродолжительное время становится его председателем. Возглавлял кооператив он достаточно долго — вплоть до 1995 года. Тогда же Марат Шакирзянович переходит в компанию «Интерпластсервис», где получает должность генерального директора.
Спустя два года он становится руководителем строительной торгово-промышленной компании «Ак Барс». Под руководством Хуснуллина компания в течение нескольких лет реализовывает ряд масштабных строительных проектов на территории Казани. В этот же период своей профессиональной деятельности Марат Шакирзянович начинает всерьёз интересоваться политикой и задумывается о дальнейшей карьере в качестве государственного служащего.
В 1999 году он становится депутатом Госсовета Республики Татарстан. В 2000 году ему поступает предложение о работе в крупнейшем электросетевом холдинге Татарстана — ГУП ПЭО «Татэнерго». Согласившись, Хуснуллин становится заместителем директора, а также перед под свой контроль вопросы материально-технических ресурсов, инвестиций и строительства. В этой должности он проработал недолго.
В 2001 году Марат Шакирзянович занял пост министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. В новой должности он сразу же начал вести деятельность по увеличению инвестиций из федерального бюджета в регион. Как следствие, благодаря проделанной им работе, инфраструктура и жилой фонд республики начали активно развиваться.
В тот период успешно реализовывались программы по сносу ветхого жилья, строительству комфортных жилых комплексов, производилась реконструкция имеющейся и строительство новой дорожно-транспортной сети, строились детские сады и школы. При этом новые жилые комплексы возводились по единым архитектурно-планировочным решениям. Благодаря этому существенно снижался объём финансовых затрат.
Эти решения позволили значительно сэкономить бюджетные деньги, которые можно было перераспределить на реализацию других значимых проектов, а именно: строительство объектов дорожно-транспортной системы, улучшение объектов социальной инфраструктуры и т.д. Такой продуманный подход в работе нашёл отклик не только в самой республике, но и был оценён на уровне Правительства РФ.
Пост министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Марат Хуснуллин занимал девять лет, с 2001 по 2010 год. Данный период характеризуется небывалыми темпами строительства в регионе. Повсеместно производились работы по сносу ветхого жилья, возводились современные жилые комплексы, строились детские сады, школы, больницы, спортивные объекты. Работы производились практически без остановки.
В 2005 году праздновалось тысячелетие Казани, и это событие не осталось без участия министра. Марат Шакирзянович запустил дорогостоящий и масштабный проект — строительство казанского метро. Кроме того, в 2005 году была достроена и введена в эксплуатацию одна из достопримечательностей Казани — мечеть Кул-Шариф. Также запущен другой масштабный проект — автомобильный мост Миллениум протяжённостью 1,5 км.
Всемирная летняя универсиада 2013 года, проходившая в Казани, подготавливалась также под личным контролем Марата Хуснуллина. Так, в городе за короткий срок построили большой дворец единоборств «Ак Барс», универсальный спорткомплекс «Триумф», волейбольный центр «Санкт-Петербург», крытый бассейн «Акчарлак», а также центры бокса, плавания, хоккея на траве и прочие объекты спортивной инфраструктуры.
В 2010 году Марата Шакирзяновича приглашают на работу в Москву. Некоторые проекты, начатые ещё при Хуснуллине, — футбольный стадион вместимостью 45 000 человек, центр для спортсменов-гимнастов, центр гребли, Дворец водных видов спорта и другие спортивные объекты — были закончены уже после того, как министр покинул свой пост в Татарстане и перебрался в столицу.
Главой Департамента строительства города Москвы Марат Хуснуллин пробыл всего две недели, спустя которые стал заместителем мэра города по вопросам строительства и градостроительной политики. Через три месяца он возглавляет комиссию по пресечению незаконного строительства. Марат Шакирзянович вспоминал потом, что это работа была не только сложной, но и опасной. В ходе работы он неоднократно получал угрозы в свой адрес.
Помимо того, Хуснуллин занимался задачей ликвидации московских пробок. Решение этой задачи он видел в развитии общественного транспорта. Мэр Москвы поддержал эту идею, и Марат Шакирзянович инициировал расширение столичного метро. Так, под его контролем было проложено свыше 100 км линий. Помимо городских магистралей, он курировал и загородные, а именно вылетные дороги и реконструкцию развязок МКАДа.
В круг обязанностей Марата Хуснуллина также входил контроль за проведением экспертизы проектной документации по объектам, заказываемым городом. Чиновник провёл блестящую работу по оптимизации затрат на выполнение проектных решений, усилил конкуренцию подрядчиков. За счёт этих мер затраты на строительство были значительно сокращены, а Хуснуллин сэкономил городскому бюджету свыше 19 млрд рублей.
Также под контролем Марата Хуснуллина начала внедряться система электронного документооборота. Она позволяла значительно ускорить и упростить процедуру оформления документации в области строительства: получение планов земельных участков, разрешений на строительство, заключений экспертиз и прочей документации. Все технические нововведения данной программы лично курировались Хуснуллиным.
В 2012 году Марат Шакирзянович возглавляет штаб по вопросам строительства и развития особого объекта — делового комплекса «Москва-Сити». Непосредственно при его личном участии была утверждена реконструкция и перепланировка улиц, прилегающих к столичному деловому комплексу. Были добавлены новые многополосные дороги и транспортные развязки общей протяжённостью свыше 2,5 км, пересмотрен график строительства.
Также в 2012 году Хуснуллин принимает управление строительной политикой при застройке новых, присоединённых к столице территорий Новой Москвы с общей площадью 1480 кв.км и населением около 250 000 человек. Проект небывалый и масштабный, позволивший Москве стать суперагломерацией. Марат Шакирзянович курирует реализацию всех строительных проектов, производящихся на территории Новой Москвы.
В 2020 году он получил очередное повышение. Марата Хуснуллина назначили на должность заместителя председателя Правительства РФ. Таким образом, он стал вице-премьером. В сферу его деятельности вошло осуществление контроля за ипотечным кредитованием, строительством, архитектурой, реконструкцией и развитием дорожно-транспортной сети, ЖКХ, управлением государственной собственностью.
Кроме того, в поле деятельности Марата Шакирзяновича входит контроль за развитием регионов. В частности, он занимается развитием социально-экономической ситуации на Крымском полуострове. Помимо этого, в 2021 году он начал курировать ещё и Южный федеральный округ. На Хуснуллина также была возложена обязанность укрепить сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией.
В 2022 году к его задачам добавилось новые, главная из которых — контроль за реализацией масштабного проекта по развитию инфраструктуры территорий ЛНР, ДНР, Херсонской области и Запорожья. Проект, по словам Марата Хуснуллина, действительно масштабный: сюда входит обновление и восстановление коммунальной инфраструктуры, выстраивание новой системы по управлению жилищным фондом, восстановление и строительство жилья, ремонт автотрасс.
На текущий момент объём обязанностей Марата Хуснуллина по различным ключевым для России направлениям просто колоссальный. При этом огромный опыт работы, его высокий профессионализм являются гарантом того, что все направления, по которым работает Хуснуллин, будут успешно реализованы. В мае 2024 года он вошёл во вновь сформированное Правительство России, сохранив свою прежнюю должность вице-премьера.
Марат Хуснуллин сегодня
В настоящее время Марат Шакирзянович по-прежнему состоит в должности вице-премьера и продолжает работать над важнейшими стратегическими задачами, направленными на развитие страны. Одной из таких важнейших задач является обустройство транспортных коридоров, позволяющих России активизировать существующий товарооборот со странами Центральной Азии, а также установить новые торговые контакты.
Так, вице-премьер лично курирует создание и развитие новых транспортных выходов к странам Азии и Каспийскому морю, а также, используя территорию Ирана, маршруты к государствам, расположенным на побережье Индийского океана. Для реализации этой цели Марат Хуснуллин регулярно проводит консультации со своими коллегами из Ирана, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана.
Основной целью работы Хуснуллина является модернизация существующих транспортных путей, а также строительство новых автомобильных дорог, ж/д маршрутов для развития международной логистики. Внутренняя логистика тоже занимает значительную часть работы. Хуснуллин лично курирует строительство новых маршрутов из Приазовья к Донбассу, а также расширение транспортных магистралей на пути к Крымскому мосту.
Кроме того, правительством и премьер-министром России перед Хуснуллиным был поставлен ряд других не менее важных и актуальных задач, таких как обновление парка общественного транспорта, модернизация жилищного фонда, строительство новых объектов инфраструктуры города. Марат Шакирзянович также активно участвует в разработке национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Закончить разработку данной программы по поручению президента России нужно уже в текущем году. Её реализация запланирована на 2025 год. «Инфраструктура для жизни» предполагает объединение сразу нескольких госпрограмм воедино с целью синхронизации ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры и жилого фонда, а также повышение объёма инвестиций за счёт развития дорожно-транспортных сетей.
Марат Шакирзянович уделяет огромное внимание проектам социально-экономического развития полуострова Крым. Так, он курирует работы по строительству новых транспортных развязок на трассе «Таврида», реконструкцию имеющихся очистных сооружений в регионе, мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Крыма.
За свою профессиональную деятельность Марат Хуснуллин был награждён рядом государственных и прочих наград, в их числе: ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени, орден «За заслуги перед Республикой Татарстан», орден Почёта. Кроме того, он был отмечен орденом Республики и за большой вклад в развитие ДНР. Является заслуженным строителем РФ, почётным работником ЖКХ России, почётным гражданином Казани.
Семья и личная жизнь
Марат Шакирзянович познакомился со своей будущей супругой Лилией Наильевной ещё в молодости. В браке родились трое детей: сын Альберт и дочери Алина и Малика. В настоящее время дети выросли и уже получили высшее образование, занимаются собственными бизнес-проектами. В 2018 году супруги начали бракоразводный процесс, по окончании которого Лилия Наильевна вернула себе девичью фамилию.
Марат Хуснуллин тщательно оберегает свою личную жизнь и своих близких от любого внимания прессы. Однако известно, что Марат Шакирзянович очень любит собак, их у него несколько. Ещё государственный деятель увлекается прогулками на снегоходе, а также обожает рыбалку, особенно подводную.
Награды и звания
- 2002 —«Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»»
- 2005 —«Медаль «В память 1000-летия Казани»»
- 2008 —«Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени»
- 2010 —«Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»»
- 2013 —«Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»»за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд
- 2014 —«Премия «Скрипач на крыше» в номинации «Государственная деятельность»»за содействие в развитии социальной инфраструктуры еврейской общины
- 2016 —«Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени»
- 2018 —«Орден Почёта»
- 2023 —«Орден Республики»за значительный вклад в восстановление и развитие отрасли строительства в Донецкой Народной Республике
- 2024 —«Звание «Почетный гражданин Казани»»
- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.