Ким Ки Дук
Ким Ки Дук — режиссёр и сценарист из Южной Кореи. В юности работал на заводе, затем служил в морской пехоте. После изучал изящные искусства в Париже. Увлёкся кинематографом после 30 лет, выпустил свой первый фильм в 1996 году. Работал в жанре артхауса, был одним из самых заметных азиатских постановщиков. Лауреат Каннского и Венецианского кинофестивалей.
Возраст на момент смерти: 59 лет
Дата рождения: 20.12.1960
Место рождения: Республика Корея, провинция Кёнсан-Пукто, Понхва
Дата cмерти: 11.12.2020
Место смерти: Латвия, г. Рига
Знак зодиака: Стрелец
Гражданство: Республика Корея
Ранние годы
Ким Ки Дук родился 20 декабря 1960 года в небольшой деревне Понхва на востоке Южной Кореи. Он рос в бедной семье, в которой было четверо детей. Родители занимались сельским хозяйством, но через некоторое время перебрались в Сеул. Здесь Ким Ки Дук начал учиться в школе с аграрным уклоном. Но учёба давалась ему плохо, он не любил большинство предметов. В возрасте 17 лет он бросил школу.
Молодой человек устроился на завод. Проработал он здесь недолго, но это время хорошо врезалось ему в память. В дальнейшем образы скрежещущего металла и работающих механизмов он неоднократно будет использовать в своих кинопроектах. После завода он поступил на службу. В 20 лет его зачислили в южнокорейский корпус морской пехоты. Служба продолжалась в течение пяти лет.
После армии Ким Ки Дук решил стать священником. Чтобы подготовиться к этому, он начал работать в церкви для слепых. Однако через два года увлёкся живописью, которую решил изучать в Париже. В 1990 году будущий режиссёр отправился во Францию. Здесь он зарабатывал на жизнь тем, что писал портреты на улице за деньги. Именно в Париже он увлёкся кинематографом и вскоре решил связать с ним свою жизнь.
Профессиональная деятельность
Ким Ки Дук в поздних интервью вспоминал, какое сильное впечатление на него произвел триллер «Молчание ягнят», который он увидел в кинотеатре Парижа. После его просмотра у будущего постановщика появилось желание снимать собственные фильмы. Сначала он начал писать сценарии, одновременно изучая литературу. В этот период у него не было ни денег, ни связей, чтобы приступить к реализации своих идей.
Ким Ки Дук вернулся в Южную Корею после нескольких лет путешествий по Европе. В 1995 году он участвовал в конкурсе сценариев и занял первое место. В 1996 году ему удалось найти средства на финансирование первого проекта. Дебютный фильм «Крокодил» вышел в ноябре. Он шокировал южнокорейских зрителей и критиков, однако все они отметили необычный стиль начинающего режиссёра.
Следующие работы кинематографиста вышли на экраны с разницей в один год. Сначала он снял криминальную драму «Дикие животные» (1997), действие которой происходит в Париже. Затем состоялась премьера ленты «Отель «Птичья клетка», которая была показана в рамках Берлинского кинофестиваля. Фильм не имел особого успеха в Южной Корее, однако привлёк к постановщику внимание мировых критиков.
Настоящая слава за пределами родины ждала режиссёра после съёмок картины «Остров», вышедшей на экраны в 2000 году. Драма была снята за 50 тысяч долларов. Премьера состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля. Во время показа жестоких сцен некоторые зрители падали в обморок. По этой же причине фильм был негативно встречен в Южной Корее. Однако именно «Остров» принёс режиссёру первые значимые награды, в том числе особое упоминание Венецианского кинофестиваля.
Ким Ки Дук продолжил работу в собственном уникальном стиле, который стал узнаваемым за пределами его родины. В следующие годы он снял фильмы «Плохой парень», «Береговая охрана». Лента «Адрес неизвестен» принесла постановщику номинацию на главный приз Венецианского фестиваля. А во время работы над картиной «Реальный вымысел» режиссёр использовал экспериментальную технику. Он снял фильм одним дублем за 200 минут.
В 2004 году состоялась премьера драматического триллера «Самаритянка», который принёс постановщику приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. Ежегодно Ким Ки Дук выпускал как минимум по одной ленте. В 2008 году режиссёр работал над лентой «Мечта», после которой ничего не снимал до 2011 года.
Когда проходили съёмки фильма, едва не произошла трагедия. Актриса сорвалась с высоты, повиснув на страховке. Её удалось спасти, но инцидент серьёзно повлиял на эмоциональное состояние режиссёра. Ким Ки Дук надолго впал в депрессию, думая о том, для чего нужен кинематограф, если он так опасен для актёров. Постановщик стал настоящим отшельником, практически отказавшись от общения с людьми.
В этот период режиссёр жил в горах в спартанских условиях. Он сам сделал себе мебель и взял с собой дешёвую видеокамеру. На неё он снимал себя. Порой Ким Ки Дук появлялся в кадре в состоянии алкогольного опьянения. В дальнейшем снятые эпизоды были объединены в документальный проект под названием «Ариран». Премьера состоялась в 2011 году. Фильм получил награду «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
Следующий приз, «Золотой лев», ждал постановщика в 2012 году за съёмки ленты «Пьета». Картина получила ещё несколько наград на Венецианском кинофестивале, несмотря на то, что реакция зрителей и критиков была крайне неоднозначной. Новые работы режиссёра, снятые в следующие несколько лет, не получили такого признания и не завоевали значимых призов.
В 2017 году Ким Ки Дук был обвинён в домогательствах, рукоприкладстве и насилии. Обвинения выдвинули актрисы, которые остались анонимными. Один из исков был связан со съёмками фильма «Мёбиус». Неизвестная актриса утверждала, что постановщик принуждал её сниматься в откровенных сценах, которые изначально отсутствовали в сценарии. Режиссёр согласился лишь с обвинениями в том, что ударил девушку для того, чтобы помочь ей войти в образ.
Суд оштрафовал кинематографиста за пощечину, но доказательства по другим заявлениям найдены не были. После судебных процессов Ким Ки Дук стал изгоем на родине. Работать в Южной Корее он не стал и сосредоточился на съёмках в России и Казахстане. Когда он побывал в Москве, то захотел снять документальную картину о буднях курьеров-мигрантов, но передумал. В 2019 году он стал председателем Московского международного кинофестиваля.
Фильмография Ким Ки Дука
Популярные фильмы Ким Ки Дука по версии «КиноПоиск»:- 1998 —«Отель «Птичья клетка»»
- 2001 —«Адрес неизвестен»
- 2003 —«Весна, лето, осень, зима... и снова весна»
- 2004 —«Пустой дом»
- 2004 —«Самаритянка»
- 2005 —«Натянутая тетива»
- 2006 —«Время»
- 2007 —«Вздох»
- 2012 —«Пьета»
- 2016 —«Сеть»
Личная жизнь и семья
Ким Ки Дук тщательно охранял свою личную жизнь от внимания журналистов, поэтому слухи о его романах не появлялись в СМИ. В России режиссёр познакомился с документалистом Мариной Марией Мельник. Они встретились на мероприятии, посвящённом 100-летнему юбилею ВГИК. Их роман развивался стремительно, и в 2020 году у пары родилась дочь, получившая имя Александра. Известно, что в Южной Корее живет старшая дочь постановщика.
Последние годы
Ким Ки Дук последние годы жизни провёл в России и Казахстане. После скандала в Южной Корее работал за пределами родины. Незадолго до смерти он снял драму «Растворяться», работа над которой велась в Казахстане. Также режиссёр вёл съёмки фильма «Зов Бога». Лента была закончена уже после его смерти. Работу завершил продюсер Артур Вебер. Премьера состоялась в 2022 году на Венецианском кинофестивале.
В ноябре 2020 года Ким Ки Дук отправился в Латвию. Здесь он планировал приобрести дом для своей семьи, а также собирался оформить вид на жительство. Однако постановщик заболел тяжелой формой коронавируса. Он попал в больницу в Риге, но врачи не смогли спасти его жизнь. 11 декабря Ким Ки Дук скончался из-за осложнений, вызванных заболеванием.
Награды и звания
- 2000 —«Венецианский кинофестиваль»Премия Сети продвижения азиатского кино — особое упоминание («Остров»)
- 2003 —«Кинофестиваль в Сан-Себастьяне»Приз зрительских симпатий («Весна, лето, осень, зима... и снова весна»)
- 2004 —«Берлинский кинофестиваль»Серебряный Медведь за лучшую режиссёрскую работу («Самаритянка»)
- 2004 —«Венецианский кинофестиваль»Специальная режиссерская награда («Пустой дом»)
- 2004 —«Венецианский кинофестиваль»Приз ФИПРЕССИ — конкурсная программа («Пустой дом»)
- 2005 —«Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) — лучший фильм года («Пустой дом»)»Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
- 2011 —«Каннский кинофестиваль»Особый взгляд Каннского кинофестиваля («Ариран»)
- 2012 —«Венецианский кинофестиваль»Золотой лев («Пьета»)
- 2014 —«Венецианский кинофестиваль»Премия Федерации европейских и средиземноморских кинокритиков за лучший фильм («Один за другим»)
- 2019 —«Московский международный кинофестиваль»Приз за вклад в мировой кинематограф
- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.