Тим Бёртон

Тим Бёртон — американский режиссёр, фильмы которого отличаются особыми художественным стилем — готичностью, чёрным юмором, фантастическими и сюрреалистичными сюжетами. Является также сценаристом и продюсером, создателем мультфильмов и поэтом. Автор таких картин, как «Алиса в Стране чудес», «Эдвард Руки-Ножницы», «Сонная Лощина» и др.

Тимоти Уолтер Бёртон
Краткая информация о Тиме Бёртоне

Возраст: 66 лет

Дата рождения: 25.08.1958

Место рождения: США, г. Бёрбанк

Знак зодиака: Дева

Гражданство: США

Семейное положение: Не женат

Личный сайт: https://www.timburton.com/

Ранние годы и образование

Тимоти Уолтер Бёртон родился в американском штате Калифорния 25 августа 1958 года. Его родной город — Бёрбанк, расположенный в северной части округа Лос-Анджелес на востоке долины Сан-Фернандо. Родину известного режиссёра называют «медиа-столицей мира», ведь именно здесь расположены штаб-квартиры огромных корпораций и киностудий, таких как Walt Disney, Nickelodeon, Yahoo! и др.

Родители Тима, Билл Бёртон и Джин Эриксон-Бёртон, держали небольшой магазинчик Cats Plus, в котором продавались всевозможные сувениры, связанные с кошачьей тематикой. Дом, где жила семья, располагался в пригороде и соседствовал с городским аэропортом и местным кладбищем. Позже, став режиссёром, Бёртон отразил свои воспоминания о родном городе в фильме «Эдвард Руки-ножницы».

Позже в семье появился ещё один сын, которого назвали Дэниэлом. Обстановка в семье была довольно напряжённая: отец воспитывал мальчиков в строгости, мать отличалась резким и вспыльчивым характером. Все чаще по мере своего взросления Тим отстранялся от родных и предпочитал уединение.

Уходя в себя, подросток придумывал другие миры, где всё было не так, как на самом деле. В своих воспоминаниях о родителях Бёртон рассказывал, что однажды они решили заколотить два окна в его комнате, оставив лишь небольшую щель под потолком. Чтобы посмотреть на улицу, мальчик был вынужден залезать на стол. По сей день он так и не понял, для чего отец с матерью оставили его без окон. Несмотря ни на что, он любил их.

В школе у Тима были друзья, но он выбирал оставаться в одиночестве. В юные годы у него было спортивное увлечение — водное поло. Он с удовольствием выступал в соревнованиях, играя за школьную сборную. Но самой большой радостью и отдушиной Бёртона был кинотеатр, где он пропадал часами. Будущий режиссёр отдавал предпочтение фильмам ужасов и пересматривал весь репертуар всевозможных фэнтези.

Любимыми его персонажами являлись монстры. По воспоминаниям Тима Бёртона, он не только их не боялся — просто обожал. Его творческая натура с малых лет проявлялась в придумывании пугающих страшилок для сверстников и страсти к рисованию. Но и тут он всё делал по-своему: рисунки школьника не устраивали большинство учителей, которые старались подвести его к канонам.

Однако, чем сильнее ему препятствовали педагоги и родители, тем старательнее мальчик занимался любимым делом. Запираясь в тёмной комнате, он со страстью изображал на огромных листах бумаги фигуры любимых монстров и создавал иллюстрации к фантастическим фильмам. Однажды на Хэллоуин Бёртон придумал себе костюм страшилки-скелетона. А один из его рисунков-постеров победил на городском конкурсе и был расклеен на все машины, перевозящие в его родном Бёрбанке мусор.

Примером для подражания юный Тим считал Рэя Харрихаузена — художника и аниматора, автора любимого фильма Бёртона «Ясон и аргонавты». Мастерство цветопередачи, визуальные и световые эффекты, используемые Рэем, захватили воображение молодого Бёртона. Он начал пробовать создавать собственные мультфильмы, используя кукол и покадровый способ съёмки.

В 1976 году Тим Бёртон завершил обучение в средней школе и был зачислен в Калифорнийский институт искусств. Там он выиграл конкурс на получение стипендии и начал работать над созданием короткометражных мультфильмов. Одним из них стал анимационный фильм под названием «По следам монстра-сельдерея» — при его создании Бёртон вдохновлялся немецким экспрессионизмом.

Тогда Бёртон находился только на третьем курсе. Он видел, как молодые и талантливые аниматоры соревнуются между собой за возможность быть замеченными. Ребята старались вложить в двух- или трёхминутные работы все свои умения, а их мультфильмы оценивал совет киностудии и предлагал работу особенно везучим авторам.

Короткометражка Бёртона длилась всего полторы минуты, но это была фантазия с совершенно новым взглядом на технику анимации. Стилистические приемы, использованные им тогда, остались в творчестве Бёртона на долгие годы и хорошо прослеживаются в его некоторых известных работах. После того, как с необычной мультипликацией, нарисованной простым карандашом и снятой на 8-миллиметровую пленку, ознакомились топ-менеджеры студии Уолта Диснея, карьера Тима Бёртона была решена.

Тимоти Уолтер Бёртон

Тим Бёртон в молодости

Творческая деятельность

Талантливого художника с собственным взглядом на создание анимации пригласили в The Walt Disney Company на должность дизайнера персонажей, которую он занимал с 1979 года. Позже его перевели работать младшим аниматором. Первая работа Бёртона называлась «Лис и пёс». Это была красочная рисованная драма 1981 года, но имя будущего именитого режиссёра даже не указали в титрах.

Работу в студии Уолта Диснея Тим Бёртон называл такой же непростой, как служба в армии, которую он, однако, никогда не проходил. Молодой человек несколько раз был уволен, но снова возвращался обратно. Именно здесь им были созданы самые яркие (и жуткие) персонажи, которые так полюбились зрителям.

В 1985 году Бёртон участвовал в создании полнометражного мультфильма-фэнтези «Чёрный котёл», однако его иллюстрации не прошли внутреннюю цензуру. Также Тим работал над фантастическим фильмом 1982 года «Трон» — первой кинокартиной, где была использована компьютерная графика.

Эта работа оказала особое влияние на сам жанр фантастики и всю киноиндустрию, хотя члены киноакадемии наотрез отказались присуждать фильму «Трон» «Оскара», охарактеризовав компьютерную графику как «жульничество». Многое из того, что делал Бёртон в то время на студии, оказалось нереализованным. К примеру, его проект Trick or Treat о Хэллоуине остановился на стадии разработки персонажей.

Зато на свой чёрно-белый мультфильм «Винсент», снятый по его собственному стихотворному произведению, Тим Бёртон получил необходимое финансирование и выпустил шестиминутный фильм ужасов. Он вышел 1 октября 1982 года. Критики оценили работу хорошо, но она уж слишком отличалась от всего, что делала до этого студия Уолта Диснея. Никто не знал, что делать дальше с этим нарисованным ужастиком.

Его автор, перед этим уже совершено отчаявшийся воплотить в жизнь свои идеи, обрёл новый стимул. Он начал работу над мультфильмом «Гензель и Гретель», предназначенным для японского телевидения. Роли в нём исполняли живые актёры, с которыми Бёртону поневоле пришлось общаться, и это было для него нелёгкой задачей.

Он вложил в 45-минутную сказку всю душу, но в итоге творение Тима Бёртона показали всего лишь однажды, поздней ночью в канун Хэллоуина, и его посмотрело лишь ограниченное количество зрителей. Автор был разочарован. Снова он испытал это чувство, когда студия поставила ограничение на выпуск другой его работы, «Франкенвини», над которой Тим трудился в 1984 году.

По сюжету мультфильма, мальчик оживил свою умершую собаку Спарки, труп которой выкопал на кладбище, но воскрешённый им питомец оказался настолько устрашающим для окружающих, что все стремились снова убить пса. В итоге Спарки спас своего хозяина от пожара, но сам снова умер. Конец у творения Тима Бёртона был счастливым: любимца удалось оживить повторно, после чего он встретил девочку-пуделя и влюбился в неё.

Для компании «Уолт Дисней» это снова был неформат. Второй фильм неординарного Бёртона совсем не вязался с её имиджем, и руководство студии решило, что «Франкенвини» попросту испугает детей. Для режиссёра отказ в запуске его творения стал очередным провалом, а для работодателя — снова пустой тратой денег. Тим был уволен. Однако вскоре его пригласили обратно, так как всё же он был невероятно талантлив.

Подобные истории с увольнениями в студии «Уолт Дисней» повторялись с Тимом Бёртоном ещё несколько раз. Режиссёр то уходил сам, то получал расчёт от руководителей. Но неизменно возвращался, чтобы создать очередной шедевр. Мультфильм про собаку-монстра «Франкенвини», отвергнутый студией, всё же был предложен другим студиям, и его увидел Пол Рубенс, известный американский актёр-комик. Будучи под впечатлением от оригинального творения, он предложил его автору сотрудничество.

Идеей Рубенса стал выпуск полнометражного фильма про героя своих комических историй Пи-Ви. Так началась работа Тима Бёртона со студией Warner Bros. Pictures. Её боссы, в отличие от компании «Дисней», были в восторге, когда дебютная кинокартина Бёртона «Большое приключение Пи-Ви» (1985) принесла внушительный коммерческий успех.

После этого Бёртону поручили работу над экранизацией комиксов о Бэтмене, а в перерывах между съёмками подающий надежды режиссёр создал свой первый телефильм «Аладдин и его волшебная лампа», за которым последовали детективная история «Горшок» и фэнтези-ужастик «Битлджус». Тут фантазия неординарного режиссёра нашла выход: вскоре он стал создателем знаменитых супергеройских фильмов «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», вышедших на большие экраны в 1989 и 1992 годах соответственно.

Первая часть «бэтменианы» стала настоящим прорывом в карьере Бёртона и оказала особое влияние на киноиндустрию в целом и взгляд на фильмы о супергероях в частности. Бюджет картины был несколько превышен, но сборы от показов в кинотеатрах в 10 раз покрыли все расходы. При потраченных на производство 35 миллионах долларов прибыль составила 411 миллионов, и фильм оказался на пятой строчке среди самых кассовых кинокартин того периода.

После успеха «Бэтмена» Бёртону была предоставлена почти полная творческая свобода. Только на таких условиях он согласился работать с Warner Bros. над продолжением популярного проекта. Вторая часть также стала успешной: при бюджете в 80 миллионов долларов сборы от картины «Бэтмен возвращается» составили 266 миллионов.

За период с 1990 по 1999 год режиссёр Тим Бёртон создал свои самые известные работы: романтическое фэнтези «Эдвард Руки-Ножницы», с которого началось долгое и плодотворное сотрудничество Бёртона и актёра Джонни Деппа; трагикомедию «Эд Вуд»; мистический детектив «Сонная Лощина» и другие. Это было время, которое многие биографы назвали «периодом Лизы Мэри», когда Бёртон находился в отношениях с этой девушкой, явно повлиявшей на его творческое видение.

Получил известность и анимационный мюзикл «Кошмар перед Рождеством», созданный с помощью покадровой техники анимации по одноимённой поэме Тима Бёртона. Его персонажами стали куклы, а главным героем выступил Джек Скеллингтон. Мультфильм вышел в 1993 году и стал своеобразной визитной карточкой режиссёра, хотя фактически был поставлен другим человеком — Генри Селиком.

В этот период Бёртон был завален работой: он снимал рекламные ролики, писал сценарии к фильмам и выступал в качестве продюсера телепроектов. Он также создавал иллюстрации к собственной книге «Унылая смерть мальчика-устрицы», выпущенной им в 1997 году. В 2001 году на экраны вышел фантастический фильм «Планета обезьян» Тима Бёртона, получивший шесть номинаций на премию «Сатурн».

В 2004 году он выпускает другой свой шедевр — музыкальную фэнтезийную комедию «Чарли и шоколадная фабрика». На главную роль снова был приглашён любимый актёр Бёртона — Джонни Депп. Картина трижды окупила свой бюджет, собрав в прокате почти полмиллиарда долларов.

Успехом у зрителей пользовался и мультфильм «Труп невесты», снятый с использованием техник покадровой и кукольной анимации и вышедший в 2005 году. Он принёс режиссёру номинацию на «Оскар». А спустя два года Бёртон вернулся в студию «Дисней», чтобы снять свой самый кассовый фэнтези «Алиса в Стране чудес». Красочный фильм в неповторимом стиле Тима Бёртона с Деппом в главной роли Шляпника, принёс более одного миллиарда долларов кассовых сборов.

Фильмография Тима Бёртона

Популярные фильмы Тима Бёртона по версии «КиноПоиск»:
  • 1982 —«Винсент»
  • 1984 —«Франкенвини»
  • 1990 —«Эдвард Руки-Ножницы»
  • 1994 —«Эд Вуд»
  • 1999 —«Сонная Лощина»
  • 2003 —«Крупная рыба»
  • 2005 —«Труп невесты»
  • 2005 —«Чарли и шоколадная фабрика»
  • 2007 —«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
  • 2022—... —«Уэнсдэй»
Тимоти Уолтер Бёртон

Тим Бёртон и Джонни Депп на съёмках фильма «Эдвард Руки-Ножницы»

Тим Бёртон сегодня

В 2019 году состоялась премьера приключенческого фэнтези «Дамбо», также снятого на The Walt Disney Studios, после чего режиссёр снова заявил о своём уходе из кинокомпании, теперь уже окончательном. Прозвучали заявления Бёртона о том, что он собирается выйти на пенсию. Но в 2021 году гениальный режиссёр начал свой новый проект — телесериал «Уэнздей» с Дженной Ортегой в главной роли.

Эта детективная история о взрослении девочки из семейки Аддамс вышла на Netflix в 2022 году и получила продолжение. Её второй сезон, который будет мрачнее и страшнее, чем первый, запланирован на 2025 год. Продюсером остаётся Тим Бёртон. Он заявляет, что полон сил и намерен продолжать работу и в качестве режиссёра и сценариста. Также его новый комедийный фильм ужасов «Битлджус Битлджус» вышел в прокат в сентябре 2024 года и уже собрал 434 миллиона в прокате.

Тимоти Уолтер Бёртон

Личная жизнь

Серьёзное влияние на творчество Тима Бёртона оказывали его любимые женщины. В период своей работы над фильмами о Бэтмене его возлюбленной была фотограф Лена Гейске, которой режиссёр предложил руку и сердце. Они узаконили отношения 24 февраля 1989 года, но спустя два года расторгли брак.

Вскоре стало известно, что Бёртон обручился с Лизой Мэри — девушкой родом из Нью-Джерси, работавшей танцовщицей, моделью и актрисой. До своей помолвки, состоявшейся 14 февраля 1993 года, пара встречалась в течение года, и, очарованный Лизой, режиссёр называл её своей музой. Он снимал девушку в фильмах, над которыми работал в период их отношений. Также она озвучивала его персонажей. Вместе они были до 2001 года.

Во время съёмок «Планеты обезьян» произошло знакомство Тима Бёртона с актрисой Хеленой Бонем Картер, занятой в этом фильме. Их отношения развивались стремительно: выплатив своей бывшей возлюбленной Лизе Мэри отступные, сумма которых по судебному решению составила более 5 миллионов долларов, режиссёр обручился с Бонем Картер в октябре 2001 года.

Новая супруга подарила Бёртону сына Билли Рэя, который родился в 2003 году. В качестве крёстного был приглашён Джонни Депп, актёр, ставший Тиму Бёртону хорошим другом. Своего первенца режиссёр снял в фильме «Чарли и шоколадная фабрика», когда мальчик был ещё совсем младенцем. В 2007 году в звёздной семье появился второй ребёнок — дочь, которую назвали Нелл.

Но и этим отношениям Тима Бёртона было суждено прекратиться: после 13 лет, проведённых вместе, пара объявила о своём расставании. Случилось это в конце 2014 года. По утверждениям прессы, после этого Бёртон завёл роман с другой известной актрисой, Евой Грин. Затем поползли слухи о его отношениях с Моникой Беллуччи, которые позднее подтвердились. Некоторые представители СМИ предполагают, что в жизни гениального режиссёра вполне может наступить «период Моники Беллуччи», который станет причиной создания новых киношедевров от Тима Бёртона.

Тимоти Уолтер Бёртон

Тим Бёртон и Моника Беллуччи

Награды и звания

  • 2005 —«Венецианский кинофестиваль»Премия Future Film Festival Digital Award («Труп невесты»)
  • 2007 —«Венецианский кинофестиваль»Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
  • 2012 —«ММКФ»Приз за вклад в мировой кинематограф
  • 2024 —«Венецианский кинофестиваль»Премия ассоциации Fanheart3 — лучший фильм («Битлджус Битлджус»)
Вам также могут быть интересны
Альфред Хичкок
Альфред Хичкок
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Джим Джармуш
Джим Джармуш
МузыкантыРежиссерыСценаристы
Пак Чхан Ук
Пак Чхан Ук
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.