Пак Чхан Ук
Пак Чхан Ук — режиссёр и сценарист из Южной Кореи. В студенческие годы увлёкся кинематографом. Сначала работал помощником режиссёра и распространял рекламу в кинотеатрах. В 1990-х годах снял первые фильмы, которые не имели успеха. Известность пришла к нему в 2000-х, в том числе после выхода триллера «Олдбой». Работы режиссёра были отмечены премиями Каннского, Берлинского, Венецианского кинофестивалей.
Возраст: 61 год
Дата рождения: 23.08.1963
Место рождения: Республика Корея, г. Сеул
Знак зодиака: Лев
Гражданство: Республика Корея
Семейное положение: Женат
Детство и юность
Пак Чхан Ук родился 23 августа 1963 года в столице Южной Кореи. Его родители были коренными жителями Сеула. Отец работал в колледже, где преподавал архитектуру. У режиссёра есть брат, который младше него на два года. Он также является постановщиком, но работает преимущественно в коротком метре. Братья несколько раз снимали совместные проекты.
В юности Пак Чхан Ук задумывался о том, чтобы выбрать профессию театрального критика. Он даже подавал документы на факультет эстетики. Но поступил молодой человек на отделение философии университета Соган. В студенческие годы некоторое время увлекался фотографией, однако вскоре пересмотрел интересы. На молодого человека сильно повлиял просмотр триллера Альфреда Хичкока «Головокружение», после чего он решил посвятить жизнь кинематографу.
Профессиональная деятельность
Пак Чхан Ук завершил учёбу в вузе, получив степень по философии. Сразу после этого он начал работать в индустрии кино. В первые годы молодой человек брался за любую работу, чтобы накопить деньги для съёмок собственного фильма. Он был помощником режиссёра, переводил тексты, распространял рекламу по кинотеатрам, а также писал статьи для журналов.
К съёмкам первого самостоятельного проекта постановщик приступил в 1992 году. Действие малобюджетной криминальной драмы «Луна — мечта солнца» происходит в мире преступности. Лента провалилась в прокате. В дальнейшем и сам режиссёр признавался, что считает свою дебютную работу неудачной. Он был против того, чтобы картину сделали доступной для массового зрителя.
После неудачного дебюта Пак Чхан Ук долго не решался вновь приступить к съёмкам. В течение нескольких лет он зарабатывал на жизнь тем, что писал статьи для журналов в качестве кинокритика. Также он был ведущим на радио и телевидении. Вскоре ему поступило предложение от продюсеров снять ленту, которая бы напоминала по стилю французскую криминальную драму «Леон».
Постановщик приступил к работе над фильмом «Трио». В основу сюжета легла реальная история о серии вооруженных ограблений, которые происходили в Южной Корее в 1970-х. Первоначальная концепция проекта была более жестокой, но во время работы над ним режиссёр многое поменял. Позднее он заявлял, что сожалел о съёмках «Трио» больше, чем о своей дебютной ленте. Как и его первый фильм, эта лента провалилась в прокате.
В этот момент Пак Чхан Ук начал сомневаться в том, что сможет снять ещё одну картину. Он обошёл десятки продюсеров, чтобы найти финансирование для нового проекта, но все ему отказывали. В период простоя он снял короткометражку «Суд», рассказывающую реальную историю обрушения торгового центра в Сеуле. Проект привлёк внимание критиков и участвовал в фестивале короткометражных лент.
Настоящий прорыв в карьере режиссёра произошел в 2000 году. В этот период он написал сценарий к историческому боевику «Анархисты», а также выпустил свой третий фильм. Военная драма «Объединённая зона безопасности» принесла ему известность и популярность. Пак Чхан Ук неоднократно заявлял, что отказывается от своих первых проектов и считает именно эту ленту своим полноценным дебютом.
Премьера в южнокорейских кинотеатрах состоялась в сентябре 2000 года. Только в первую неделю после старта показа фильм посмотрели около 500 тысяч жителей Сеула. За весь период число зрителей в Южной Корее составило около 6 млн, что сделало проект одним из самых кассовых в истории кинематографа страны. «Объединённая зона безопасности» была популярна и в Японии.
В дальнейшем картина получила несколько номинаций на престижные кинематографические премии. Она претендовала на награды не только в Южной Корее, но и за её пределами. Лента принесла режиссёру первую номинацию на приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Благодаря успеху проекта Пак Чхан Ук получил возможность снять фильм «Сочувствие господину Месть», сценарий к которому он написал уже давно.
Во время работы над триллером постановщик получил свободу действий. Лента стала первой частью трилогии, над которой режиссёр продолжил работать в следующие годы. Премьера состоялась в 2002 году. «Сочувствие господину Месть» отметили несколькими престижными наградами азиатского кинематографа. Однако коммерческого успеха проект не имел. Отзывы зрителей были смешанными.
Продолжение трилогии вышло в 2003 году. Фильм «Олдбой» стал одним из самых известных в карьере режиссёра. В основу сюжета легла японская манга с одноимённым названием. Ленту ждал коммерческий успех. При бюджете 3 млн долларов картина собрала в мировом прокате около 15 миллионов. Премьера состоялась в рамках Каннского кинофестиваля.
Проект претендовал на «Золотую пальмовую ветвь», однако до победы ему не хватило всего нескольких голосов. Председателем жюри фестиваля был Квентин Тарантино, являющийся большим поклонником корейского режиссёра. Он настоял на том, чтобы Пак Чхан Ук получил заслуженную награду. «Олдбой» был отмечен гран-при Каннского кинофестиваля.
Завершающая часть трилогии под названием «Сочувствие госпоже Месть» вышла в 2005 году. На Венецианском кинофестивале фильм был отмечен сразу в двух номинациях, в том числе наградой «Малый золотой лев». 2007 год принёс постановщику премию Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале. Её вручили за мелодраму «Я киборг, но это нормально».
Ещё одну награду Каннского кинофестиваля Пак Чхан Ук получил за фильм ужасов «Жажда». Ему вручили приз жюри. В 2011 году режиссёр представил короткометражку «Ночная рыбалка», над которой работал вместе с младшим братом. Проект был отмечен призом «Золотой медведь» Берлинского фестиваля. Бюджет составил меньше 150 тысяч долларов, а сама лента была полностью снята на смартфон.
В 2016 году состоялась премьера триллера «Служанка», в основу которого лёг роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа». Постановщик перенёс место действия в Южную Корею. Проект тепло встретили критики. Он был отмечен особым призом Каннского кинофестиваля. В 2018 году Пак Чхан Ук стал режиссёром многосерийного проекта «Маленькая барабанщица» британо-американского производства.
Фильмография Пак Чхан Ука
Популярные фильмы Пак Чхан Ука по версии «КиноПоиск»:- 1999 —«Суд»
- 2000 —«Объединённая зона безопасности»
- 2002 —«Сочувствие господину Месть»
- 2003 —«Олдбой»
- 2005 —«Сочувствие госпоже Месть»
- 2006 —«Я киборг, но это нормально»
- 2016 —«Служанка»
- 2018 —«Маленькая барабанщица»
- 2022 —«Решение уйти»
- 2024 —«Сочувствующий»
Пак Чхан Ук сейчас
Пак Чхан Ук по-прежнему возглавляет списки ведущих южнокорейских режиссёров и сценаристов. В 2023 году он получил несколько престижных премий на родине и за границей. Награды ему принесли съёмки ленты «Решение уйти». За работу над картиной он был признан лучшим режиссёром в рамках Каннского кинофестиваля. Работа была отмечена и призом Азиатской академии кино.
В 2024 году Пак Чхан Ук работал над американским сериалом «Сочувствующий», действие которого происходит в момент окончания войны во Вьетнаме. Одну из главных ролей исполнил Роберт Дауни-младший. Режиссёр выступил также в качестве исполнительного продюсера проекта. В разработке находятся и другие ленты. Запланирован выход криминального триллера «Так получилось».
Награды и звания
- 2004 —«Каннский кинофестиваль»Гран-при жюри («Олдбой»)
- 2005 —«Венецианский кинофестиваль»«Малый золотой лев» («Сочувствие госпоже Месть»)
- 2005 —«Венецианский кинофестиваль»Премия CinemAvvenire «Лучший фильм» («Сочувствие госпоже Месть»)
- 2007 —«Берлинский кинофестиваль»Премия Альфреда Бауэра («Я киборг, но это нормально»)
- 2009 —«Каннский кинофестиваль»Приз жюри («Жажда»)
- 2011 —«Берлинский кинофестиваль»«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм («Ночная рыбалка»)
- 2018 —«Британская академия»Лучший фильм на иностранном языке («Служанка»)
- 2022 —«Каннский кинофестиваль»Лучший режиссёр («Решение уйти»)
- 2023 —«Азиатская киноакадемия»Лучшая работа сценариста («Решение уйти»)
Личная жизнь и семья
Пак Чхан Ук состоит в браке. Ещё в молодости он познакомился со своей будущей супругой благодаря общим друзьям. Пара встретилась в студенческом клубе любителей кино. Вскоре режиссёр сделал Ким Ын Хи предложение. В 1994 году у супругов родилась дочь Пак Со У. Позднее девушка поступила в Корейский национальный университет искусств, была членом съёмочной группы фильма «Служанка», который снимал её отец.
- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.