Альфред Хичкок

Альфред Хичкок — британский и американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Широко известен как мастер саспенса — создания атмосферы неопределенности и напряжения, заставляющей зрителя томиться в ожидании развития событий. Хичкок оказал большое влияние на жанр триллера, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа и были номинированы на премию «Оскар» 46 раз, одержали 6 побед.

Альфред Хичкок
Краткая информация о Альфреде Хичкоке

Возраст на момент смерти: 80 лет

Дата рождения: 13.08.1899

Место рождения: Великобритания, г. Лондон

Дата cмерти: 29.04.1980

Место смерти: США, г. Лос-Анджелес

Знак зодиака: Лев

Гражданство: Великобритания, США

Семейное положение: Был женат

Ранние годы

Альфред Джозеф Хичкок родился 13 августа 1899 года в Англии. Местом, где он появился на свет, стал Лейтонстоун — пригород Большого Лондона, расположенный в 7 милях от известного перекрёстка Чаринг-Кросс. Родителями режиссёра стали потомственный бакалейщик Уильям Хичкок и его супруга-домохозяйка Эмма Джейн Уилан. Они держали овощную лавку в столичном районе Ковент-Гарден.

Альфред стал третьим ребёнком в семье, у него были брат Уильям Джон и сестра Эллен Кэтлин. И мать, и отец Хичкока были убеждёнными католиками, большое внимание уделяли религии. Дети воспитывались в строгости и подчинении патриархальному укладу. Однажды, когда Альфреду исполнилось всего пять лет, мальчик совершил какой-то проступок, сильно разгневавший отца.

В намерении проучить сына Уильям Хичкок отправил его в полицейский участок, вручив письмо. Прочитав записку, один из блюстителей порядка посадил Альфреда на несколько минут в тюремную камеру со словами: «Вот, что мы делаем с непослушными мальчишками!». Будущий «король ужасов» запомнил этот момент на всю свою жизнь. Выйдя из участка, он стал другим — испуганным, подозрительным и закрытым. Ребёнок так и не понял, за что его наказали.

Тот случай взрастил в душе Хичкока откровенный страх перед несправедливым приговором. Когда он стал режиссёром, то отразил тему ошибочно осуждённого человека во многих своих картинах. Помимо того, мастер хоррора всю оставшуюся жизнь боялся полицейских. В детстве у него возникла ещё одна фобия — боязнь предметов, имеющих овальную форму. Будучи взрослым, знаменитый режиссёр не мог оставаться спокойным, когда официант подавал ему куриные яйца.

Альфред Хичкок

Образование

Религиозные родители определили 11-летнего сына в иезуитский колледж Святого Игнатия, расположенный в Лондоне. Железная дисциплина в учебном заведении поддерживалась отцами-иезуитами с помощью плеток для телесных наказаний. С 1910 по 1913 год мальчик старательно изучал науки, особое предпочтение отдавая французскому языку и музыке. Освоив базовые дисциплины, 15-летний Хичкок поступил в столичную Инженерно-навигационную школу.

В течение года будущий режиссёр являлся её студентом, осваивая механику и навигацию. Помимо этого, он записался на вечерние курсы Лондонского университета, которые были бесплатными, и прилежно посещал лекции по искусствоведению. Легко давалось Хичкоку рисование, это хобби стало его отдушиной. Также Альфред посещал судебные процессы, он загорелся идеей стать судьей.

Альфред Хичкок

Начало карьеры

Однако его мечтам не суждено было сбыться. В декабре 1914 года умер отец, Уильям Хичкок, и его младший сын был вынужден искать работу, чтобы помогать своей семье. Альфред смог устроиться в отдел продаж телеграфной компании Henley’s Telegraph Works и трудился там в течение нескольких лет. Спустя четыре года, в 1918-м, его перевели в рекламный отдел.

В этот период Альфред Хичкок был замкнут и нелюдим. Он не заводил друзей, а главным его собеседником стала мать. В детстве она требовала, чтобы младший сын каждый вечер перед сном исповедовался, рассказывая ей обо всём, что произошло с ним за день. Этот ритуал сохранился, когда Хичкок достиг взрослого возраста. Лишь с матерью в свои юные годы он был откровенен и делился всем.

В период работы в телеграфной компании Альфреда заинтересовали кино и фотография. Он читал много литературы по этим видам искусства и живо интересовался их созданием. Наступила Первая мировая война, и в 1915 году Хичкок решил записаться в ряды солдат в качестве добровольца. Однако его признали негодным из-за избыточного веса и зачислили в резерв, где он осваивал подрывное дело.

В 1919 году Хичкок стал редактором малотиражной газеты The Henley Telegraph. Её начала выпускать компания, в которой он работал. Альфред сочинял для издания короткие рассказы, где начали проявляться характерные для будущего режиссёра оригинальные сюжеты. В 1920-м Хичкок устроился на другую работу, полностью сменив род деятельности. Он стал электриком на киностудии и мог вплотную приблизиться к магии кинопроизводства.

Здесь ему пригодилось образование в области искусствоведения. Хичкок был зачислен в качестве художника в отдел рекламы и вскоре работал дизайнером титров в молодой американской кинокомпании Famous Players-Lasky. Ему поручили рисовать карточки для титров, где указывались имена актёров. Со временем молодой Альфред проявил способности в области сочинительства и начал писать сценарии, а также помогал режиссёрам.

Спустя год своей работы, в 1921-м, 22-летний Хичкок познакомился с Альмой Ревиль. Девушка пришла в кинокомпанию на должность монтажёра. У молодых людей было много общего Альма — так, появилась на свет всего несколькими часами позже Альфреда. Впоследствии она стала его женой.

Альфред Хичкок

Творческая деятельность

В 1922 году состоялся дебют Альфреда Хичкока в качестве режиссёра. В соавторстве со своим коллегой, Хью Кройзом, он работал над производством короткометражной ленты «Всегда говори своей жене» и самостоятельно снимал фильм «Номер 13». Последняя работа осталась незавершённой. Хичкок оказался неимоверно педантичен как постановщик: он уделял огромное внимание деталям, тщательно прорабатывая сюжеты и характеры героев.

Казалось, что фильм изначально возникал в его воображении и начинал самостоятельно существовать, со временем обрастая все новыми штрихами, которые кропотливо разрабатывались мастером. Отметив, что на создание особой атмосферы в детективах и хоррорах большую роль играет звук, он использовал внезапные музыкальные эффекты, усиливающие действие на экране.

Уже будучи известным режиссёром, с 1955 года Альфред Хичкок начал плодотворное сотрудничество с американским композитором и дирижёром Бернардом Херрманом, который пользовался такими приёмами в создании музыки, как многократное остинато (повторение мелодической фразы), и применял оригинальные музыкальные инструменты — терменвокс и траутониум. Он заставлял триллеры Хичкока звучать так, как до этого не звучал ни один фильм этого жанра.

В начале своей кинокарьеры режиссёр изучал большое количество литературы, посвящённой графике и живописи. В 1923 году Хичкок работал над немым фильмом «Женщина — женщине», при создании которого он также выступил как сценарист и продюсер. Сюжет был взят из пьесы, с большим успехом идущей на сценах лондонских театров. Фильм впоследствии оказался утерян и попал в список из 75 картин, наиболее разыскиваемых Британским институтом кино.

Спустя два года Альфред Хичкок снял немую драму «Сад наслаждений». Однажды на границе, которую мастеру пришлось пересекать ради очередных съёмок в Италии, таможенники изъяли 10 тысяч футов отснятой плёнки, так как она не была указана в декларации. Несмотря на сложности, фильм вышел на экраны и заслужил похвалу критиков.

В 1927 году Хичкок создал свой первый триллер, получивший название «Жилец». Он повествует о лондонском серийном убийце, жертвами которого становятся молодые девушки-блондинки. Картина имела оглушительный успех у публики и продемонстрировала самобытный стиль режиссёра. Один из журналов, The Bioscope, не побоялся назвать её «лучшей за всю историю британского кино».

В фильме «Жилец» Альфред Хичкок впервые появился в качестве эпизодического персонажа. Вскоре это стало для него своеобразной традицией. В последующих своих картинах режиссёр появлялся в кадре в начале повествования, изображая то прохожего, то случайного встречного. Порой его профиль возникал на фотографиях или в газетах, на какой-то вывеске, мелькающей в фильме. Своё перемещение по другую сторону камеры режиссёр объяснял желанием уловить атмосферу среди актёров.

Впоследствии многие другие режиссёры, снимавшие свои картины в жанре хоррора, ориентировались на «Жильца» Хичкока, перевернувшего представление о том, как нужно снимать триллер. Другая работа Альфреда Хичкока, немая мелодрама «Горный орёл», не сохранилась и возглавила список самых разыскиваемых в мире фильмов. Однако сам автор оказался недоволен получившейся картиной. Не имела она успеха и у зрителей. Всё, что осталось от фильма, — фото режиссёра и его супруги Альмы Ревиль на месте съёмок в Альпах.

С 1925 по 1929 год Хичкоком были сняты 9 немых кинокартин. Позже они были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая его работа в звуке, «Шантаж» 1929 года, стала также первым звуковым фильмом для Британии. Триллеру сопутствовал успех в прокате, как и предыдущей немой драме «Ринг», над которой режиссёр работал в соавторстве со своей супругой Альмой Ревиль. Она была страстной поклонницей кино и помогала мужу в написании сценариев к его картинам.

После выхода «Ринга» на экраны в 1927 году критики назвали Альфреда Хичкока надеждой британского кинематографа. Британское кино отставало от американской киноиндустрии и требовало новых форм и технологий. Хичкок в своём фильме привнёс эффект новизны благодаря новаторским приёмам монтажа, продемонстрировав этим свой большой потенциал в качестве режиссёра.

Успех сопутствовал и его следующим работам: детективному кинофильму «Человек, который слишком много знал», остросюжетной картине «Тридцать девять ступеней», триллеру «Леди исчезает». Однако Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, привела к полному упадку производства кино в Британии.

Фильмография Альфреда Хичкока

Популярные фильмы Альфреда Хичкока по версии «КиноПоиск»:
  • 1940 —«Ребекка»
  • 1945 —«Завороженный»
  • 1948 —«Верёвка»
  • 1951 —«Незнакомцы в поезде»
  • 1954 —«В случае убийства набирайте «М»»
  • 1954 —«Окно во двор»
  • 1955—1962 —«Альфред Хичкок представляет»
  • 1958 —«Головокружение»
  • 1959 —«На север через северо-запад»
  • 1960 —«Психо»
Альфред Хичкок

Работа в Америке

В 1939 году Хичкок принял решение покинуть родину. Он отправился в США покорять Голливуд. Поселившись в Лос-Анджелесе, в Беверли-Хиллз, режиссёр начал сотрудничать с американским кинопродюсером Дэвидом Селзником, пообещавшем обеспечивать его деятельность материально и информационно, привлекая внимание прессы.

Их сотрудничество оказалось плодотворным: первая совместная работа, триллер «Ребекка» с Джоан Фонтейн и Лоренсом Оливье в главных ролях, вызвал бурную реакцию критиков и был удостоен «Оскара» как лучший фильм года. Но Альфреду Хичкоку претило чрезвычайное вмешательство продюсера в его кинематографический процесс. Между ними разгорелась настоящая война.

В 1948 году на экраны вышел фильм Альфреда Хичкока «Верёвка» — первая работа режиссёра, выполненная в цвете. До этого режиссёр снимал картины в чёрно-белом исполнении. Он являлся не только постановщиком, но и продюсером. С 1948 года он стал самостоятельно продюсировать свои киноработы, а в 1950-х годах снискал мировую известность, выпуская, помимо детективов и хорроров, комедийные триллеры.

Таковыми стали фильмы «Неприятности с Гарри» и «Поймать вора» 1955 года. В последнем играла Грейс Келли, одна из любимых актрис Хичкока. Детектив «Поймать вора» снимался на Лазурном берегу, где Келли встретила князя Монако, Ренье III, и вскоре вышла за него замуж, покончив с актёрской карьерой. В том же 1955-м Альфред Хичкок получил американское гражданство.

Вплоть до 1976 года он продолжал создавать кинофильмы. Плотно работал с телевидением, выпуская на телеканалах CBS и NBC сериал-антологию «Альфред Хичкок представляет». Проект, ведущим которого являлся сам режиссёр, транслировался на протяжении 10 лет, с 1955 по 1965 гг. В 1960 году мастер саспенса снова поразил публику, сняв психологический хоррор «Психо». По сей день эта работа является предметом для обсуждения и анализа среди кинокритиков.

Фильм был сделан в чёрно-белом цвете — отчасти из-за экономических соображений, отчасти для того, чтобы некоторые эпизоды не казались зрителям чересчур кровавыми. Сцена убийства в душевой комнате героини Мэрион, которую сыграла Джанет Ли, стала культовой, а со временем «Психо» начали называть лучшей работой, которую создал Хичкок.

Последней картиной, срежиссированной Хичкоком, была криминальная комедия «Семейный заговор», вышедшая на экраны в 1976 году. Она попала в топ-10 лучших фильмов по версии Национального совета кинокритиков США. Здесь внимательный зритель мог разглядеть силуэт самого создателя фильма за стеклянной дверью, на которой красовалась надпись «Регистрация рождений и смертей».

Награды и звания

  • 1958 —«Кинофестиваль в Сан-Себастьяне»Серебряная раковина («Головокружение»)
  • 1958 —«Золотой глобус»Лучшее ТВ-шоу («Альфред Хичкок представляет»)
  • 1959 —«Кинофестиваль в Сан-Себастьяне»Серебряная раковина («На север через северо-запад»)
  • 1968 —«Оскар»Награда имени Ирвинга Тальберга
  • 1994 —«Сатурн»Посмертная премия
Альфред Хичкок

Конец жизни

В 1979 году 80-летний Альфред Хичкок был возведён британской королевой Елизаветой II в рыцари. Тогда же за свои достижения он удостоился почётной награды Американского института кино. К тому времени режиссёр был уже серьёзно болен.

Его не стало 29 апреля 1980 года в собственном доме в Бель-Эйр, в Лос-Анджелесе. Причиной смерти назвали почечную недостаточность. Поминальная служба по Альфреду Хичкоку состоялась на следующий день в католической церкви Беверли-Хиллз, затем его тело было кремировано, а прах, согласно завещанию, развеян над Тихим океаном.

Альфред Хичкок

Личная жизнь

Гениальный кинорежиссёр Альфред Хичкок имел непростой характер. Невероятно педантичный в работе, он часто изводил актёров, называя их «скотом», и любил подшучивать над окружающими, придумывая розыгрыши, которые порой казались жестокими. В то же время многие считали его человеком с острым умом и отличным чувством юмора. В молодости мастер хоррора имел комплексы по поводу своего лишнего веса и до 20-летнего возраста старался избегать общения с женщинами.

Все изменилось, когда он встретил Альму Ревиль. Она пришла в компанию, где он работал, в 1921 году и вскоре завладела его сердцем. На протяжении всей жизни Альма сопровождала режиссёра и была для него лучшим другом. Они родились в один год и один месяц с разницей всего в день. В 1923-м Хичкок сделал своей избраннице предложение, и с тех пор пара не расставалась.

Альма Ревиль помогала мужу в создании фильмов и поддерживала во всех его начинаниях. Будучи опытным монтажёром и имея хорошие задатки режиссёра, она работала с ним, жертвуя собственной карьерой. В декабре 1926 года состоялась их свадьба, а 7 июля 1928 года супруга подарила Альфреду Хичкоку единственную дочь, которую назвали Патрицией. Дочь режиссёра с детства мечтала стать актрисой, и отец снимал её в некоторых своих фильмах.

Альфред Хичкок

Альфред Хичкок и Альма Ревиль

Вам также могут быть интересны
Пак Чхан Ук
Пак Чхан Ук
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Тимоти Уолтер Бёртон
Тим Бёртон
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Джим Джармуш
Джим Джармуш
МузыкантыРежиссерыСценаристы
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.