Энди Уорхол
Энди Уорхол — американский художник, режиссёр и писатель, один из ключевых представителей поп-арта, ставший известным благодаря своим ярким изображениям повседневных предметов и знаменитостей. Уорхол, разрушавший традиционные границы между высокой культурой и коммерческим искусством, оказал значительное влияние на развитие современного искусства и стал символом культурных перемен 1960-х и 1970-х годов.
Настоящее имя: Андрей Варгола
Возраст на момент смерти: 58 лет
Дата рождения: 06.08.1928
Место рождения: США, Пенсильвания, г. Питтсбург
Дата cмерти: 22.02.1987
Место смерти: США, г. Нью-Йорк
Знак зодиака: Лев
Гражданство: США
Семейное положение: Не был женат
Личный сайт: https://www.warhol.org/
Ранние годы
Андрей Варгола, впоследствии изменивший своё имя на Энди Уорхол, родился 6 августа 1928 года в одном из крупнейших городов штата Пенсильвания — в Питтсбурге. Андрей и Юлия Варгола, родители будущего художника и продюсера, были выходцами из села Миково, которое находится на северо-востоке современной Словакии. Они эмигрировали в начале XX века в США в поисках лучшей жизни.
В США глава семейства работал в шахте, а мать, не знавшая английского языка, была домохозяйкой. Время от времени она за деньги занималась уборкой и продавала различные вещи, выполненные или украшенные своими руками. Все члены семьи, включая сына, были глубоко религиозными и посещали Русинскую грекокатолическую церковь. Учился мальчик в общеобразовательной школе.
В детстве Андрей перенёс скарлатину, после которой пошло осложнение в виде хореи Сиденгама. У него часто возникали судороги, которые прекращались только после приёма сильнодействующих лекарств, и из-за этого Андрей был вынужден долгое время находиться дома. В этот тяжелый для него период главной поддержкой и опорой для мальчика была мать, которая старалась развлекать сына и прививала ему любовь к искусству.
Так, во время болезни мальчик увлёкся рисованием, чтением комиксов и коллекционированием изображений знаменитостей, что позже повлияло на его стиль и тематику творчества. Кроме того, не имея возможности выйти из дома, Андрей Варгола искал вдохновение в окружавших его вещах и научился видеть что-то новое в обычных предметах, что также нашло отражение в его будущих работах.
Уорхол окончил среднюю школу Сент-Томас-Мор в Питтсбурге в 1945 году и поступил в Институт технологии Карнеги. В 1949 году он получил степень бакалавра в области изобразительного искусства. Уже в студенческие годы Энди экспериментировал с иллюстрациями и графикой, формируя свой уникальный художественный почерк, что помогло ему в дальнейшем стать одним из самых известных представителей поп-арта.
Карьера
После окончания Института технологии Карнеги в 1949 году Андрей Варгола переехал в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру в коммерческом искусстве. Начинал он с оформления витрин, однако сумел быстро завоевать популярность как талантливый иллюстратор и дизайнер. Особенностью его стиля были яркие, чёткие линии и использование нестандартных материалов, что выделяло его среди других художников того времени.
Работы Андрея Варголы, изменившего имя на американский лад и ставшего Энди Уорхолом, появились в таких известных изданиях, как Vogue, Harper’s Bazaar и The New Yorker. Уорхол, создавая эскизы для крупных компаний, стал востребованным в рекламной индустрии и начал получать стабильный доход, который позволил ему экспериментировать со свободными художественными формами.
В 1950-х годах Уорхол создавал графическую рекламу для нескольких брендов обуви, и его серия рисунков для бренда I. Miller Shoes принесла автору признание и множество заказов в индустрии моды и рекламы. Его работы отличались уникальной способностью сочетать коммерческое искусство с элементами поп-культуры. Несмотря на успех в рекламном бизнесе, Энди стремился к признанию в мире современного искусства.
Художник постепенно смещал акцент своей деятельности с иллюстраций на собственные художественные проекты. В 1952 году в галерее Hugo была организована первая персональная выставка Энди Уорхола, названная «Пятнадцать рисунков, основанных на произведениях Трумэна Капоте», а в 1956 году художник принял участие в своей первой групповой выставке в Музее современного искусства, где им были представлены портреты в стиле ню.
В середине 1950-х годов Энди начал активно использовать технику коллажа и шелкографии, что позже стало основой его знаменитых картин, а к концу десятилетия он уже был заметной фигурой в нью-йоркском арт-сообществе. В 1960 году Энди Уорхол принял предложение продумать оформление для банок «Кока-кола». В 1962 году художник начал работу над серией изображений долларовых купюр — это были его собственные художественные проекты, ставшие одними из первых работ, выполненных в технике шелкографии.
В 1962 году Энди создал серию работ с изображением банок супа Campbell’s — одну из самых известных в истории поп-арта. Важным событием в его жизни стала организованная в Лос-Анджелесе выставка «Банки с супом 32», где на полках вдоль белых стен галереи, как в магазинах, были представлены 32 работы мастера, изображающие жестяные банки с супом «Кэмпбелл». Эта серия символизировала слияние массовой культуры и искусства.
Спустя месяц после резонансной выставки стало известно о смерти Мэрилин Монро. Это событие сподвигло Энди создать «Диптих Мэрилин». Для диптиха художник взял за основу официальное рекламное фото актрисы, использованное для фильма «Ниагара». Уорхол убрал незначительные, по его мнению, детали, добавил контраст, так что фотография стала похожа на иллюстрацию к комиксам.
Для создания эффекта массового производства художник обратился к технике шелкографии — методу трафаретной печати, позволяющему многократно воспроизводить одно и то же изображение с незначительными вариациями цвета и фактуры. Картина «Диптих Мэрилин» состоит из двух панелей, каждая из которых содержит 25 изображений актрисы, выполненных в разных цветовых гаммах.
Левая часть диптиха изобилует яркими оттенками, в то время как изображения справа выполнены в чёрно-белых оттенках. Считается, что мастер таким образом подчеркнул двойственную природу публичного образа и отразил трагедию и уязвимость за глянцевой маской, которую носила актриса. «Диптих Мэрилин» и картины с банками Campbell’s стали визитной карточкой Уорхола. Эти рисунки по сей день повторяют на посуде, одежде, обоях и аксессуарах.
После завершения работы над знаменитым «Диптихом Мэрилин» Энди Уорхол продолжил активно исследовать образ американской киноактрисы, превратив её лицо в один из главных символов поп-арта. Он создал десятки вариаций её портретов — от ярких шелкографий в насыщенных цветах до более сдержанных и монохромных работ. Эти изображения отличались масштабами, цветовыми решениями и техникой исполнения.
Вдохновлённый успехом работ с Монро, Уорхол обратился к другим фигурам массовой культуры, которых он называл «поп-героями». Он создавал портреты Майкла Джексона, визуальный стиль которого идеально вписывался в эстетику поп-арта, и Лайзы Миннелли, чей образ привлекал Уорхола своей многослойностью, так как сочетал гламур, трагичность и театральность. Голливудский блеск и личные драмы в образе Элизабет Тейлор также интересовали художника.
В 1960–1970-е годы Энди делал портреты на заказ, используя в качестве основы снимки, сделанные в своей студии на фотоаппарат Polaroid SX-70 Big Shot. Он превратил это направление в одну из ключевых составляющих своей художественной практики. Заказчиками становились как знаменитости, так и представители бизнеса, аристократии и богемы, желающие увековечить себя в стиле поп-арта.
Моделей Уорхол фотографировал в жёстком, направленном свете, придающем лицам чёткие контуры и графичность. Он считал, что знаменитости — это современные святые, поэтому их изображения должны быть безупречными, словно иконы. Чтобы изображённые на его портретах люди выглядели без изъянов, мастер ретушировал фото, подчёркивая выразительные черты лица, выравнивая тон кожи, усиливая макияж или изменяя пропорции.
Помимо живописи и фотографии, Уорхол активно работал в кино. В 1963 году он основал киностудию The Factory, которая стала центром для создания авангардных фильмов и общения с творческими людьми. Среди его фильмов — «Sleep» (1963) длительностью более пяти часов и «Empire» (1964), в которых он экспериментировал с формой и восприятием зрителя. Студия стала местом встреч хиппи, богемы и представителей андеграунда.
Так, он стал продюсером телешоу «Andy Warhol’s TV», которое с 1980 по 1982 год выходило на кабельном канале Manhattan Cable TV в рамках общественного телевещания. Шоу родилось как эксперимент в области медиа и отражало стремление художника выйти за пределы традиционных галерейных пространств и обратиться к более широкой аудитории посредством телевидения — одного из наиболее влиятельных средств массовой коммуникации того времени.
«Andy Warhol’s TV» представляло собой уникальный телевизионный проект, соединивший элементы интервью и арт-инсталляции. Формат шоу был гибким и необычным: каждую передачу составляли короткие интервью, фрагменты светской хроники, разговоры с известными и малоизвестными персонами, обсуждение моды, искусства, музыки и актуальных событий. Камера зачастую работала в стиле vérité — без постановки, репетиций и строгого сценария.
Одной из главных особенностей шоу был список гостей. В передачах принимали участие культовые фигуры того времени, включая известных дизайнеров, художников, актёров, моделей, а также деятелей андеграунда. Передача быстро приобрела популярность благодаря своей неформальной структуре и возможности увидеть публичных людей в новом свете. Уорхол редко был полноценным ведущим шоу, однако оставался его центральной фигурой.
- «Диптих Мэрилин» (Marilyn Diptych, 1962)
- «32 банки супа Campbell’s» (Campbell’s Soup Cans, 1962)
- «Мао» (Mao, 1973)
- «Цветы» (Flowers, 1964)
- «Банан» (Banana, 1966)
- «Восемь Элвисов» (Eight Elvises, 1963)
- «Застреленные Мэрилин» (Shot Marilyns, 1964)
- «Большой электрический стул» (Big Electric Chair, 1967)
Личная жизнь
Энди Уорхол был харизматичной и влиятельной фигурой, объединяющей вокруг себя креативное сообщество, но при этом в обществе он часто выглядел отстранённым и сдержанным. Он стеснялся своего тела, в том числе из-за ярко выраженной пигментации на коже и алопеции, вызванной нервными расстройствами или хореей Сиденгама, перенесённой им в детстве. Мужчина рано начал носить парики, и они стали частью стиля Уорхола.
О личной жизни Энди Уорхола известно немного. Он не был женат и не имел детей, что объяснялось его сложным характером и стремлением к творческой свободе. Почти всю жизнь король поп-арта прожил с мамой. Он любил котов, и после переезда в Нью-Йорк в его жилище практически всегда были питомцы. Художнику импонировали сиамские коты, каждому из которых он давал одну и ту же кличку — Сэм.
Уорхол предпочитал поддерживать дружеские и профессиональные отношения с людьми из мира искусства, музыки и кино. К ближайшим друзьям Энди Уорхола относились Кит Харинг, молодой художник Жан-Мишель Баския, с которым у Энди была большая разница в возрасте, писательница Пэт Хэкетт и художница Бриджит Берлин. Также он имел хорошие отношения с Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Джеком Николсоном и Ивом Сен-Лораном.
Помимо живописи, телевидения и фотографии, художник имел множество других увлечений, одним из которых являлось коллекционирование. На протяжении своей жизни он собирал различные предметы массового производства, воспринимая их как часть современной культуры, например, этикетки, упаковки и сувениры, однако в последние годы он также заполнял «капсулы времени» — в более чем 570 ящиках оказалось около пятисот тысяч предметов.
Энди Уорхол был одержим вещами и не любил выбрасывать их, считая, что сохранённые им предметы однажды могут понадобиться. Он складывал в «капсулы времени» счета, письма, недоеденную пиццу, газетные вырезки и прочее. При этом к каждому экспонату была приписка в виде даты и пояснения, при каких обстоятельствах Уорхол отправил эту вещь в коробку. После его смерти в коллекции художника обнаружили даже ногти и мумифицированную ногу.
Смерть
В 1968 году Уорхол пережил покушение — он был ранен фанаткой феминистского движения Валери Соланас. Ранее она презентовала Энди копию своей пьесы, попросив его стать продюсером. Уорхол отказался, но дал женщине небольшую роль в одном из своих фильмов. Валери решила, что Энди Уорхол хочет украсть её работу, и спустя год отомстила ему, выстрелив несколько раз в художника и во владельца художественной галереи Марио Амайя.
Энди чудом выжил, однако у него образовалась послеоперационная грыжа, из-за которой художнику пришлось носить хирургический корсет до конца жизни. Из-за ранения и боязни медицинских учреждений Энди долго откладывал плановую операцию по удалению желчного пузыря. После проведения операции Энди Уорхол, которому было на тот момент 58 лет, скончался во сне от остановки сердца. Это произошло 22 февраля 1987 года.
Смерть Энди Уорхола не остановила интерес к его творчеству. Его работы продолжают выставляться в крупнейших музеях мира, а его имя стало синонимом поп-арта и массовой культуры. Уорхол повлиял на развитие современного искусства, разрушив традиционные границы между высокой и низкой культурой. Его наследие остаётся актуальным — работы Уорхола представлены в крупнейших музеях мира, регулярно проводятся выставки, а его творчество изучается искусствоведами. Стиль Уорхола продолжает вдохновлять художников и дизайнеров по всему миру.



- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.







