Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер итальянского происхождения. Является одним из ключевых представителей Новой голливудской волны 1970-х годов и наиболее известен за счёт создания культовой кинотрилогии «Крёстный отец» и антивоенной драмы «Апокалипсис сегодня». Многократный обладатель главных мировых кинопремий.

Фрэнсис Форд Коппола
Краткая информация о Фрэнсисе Форде Копполе

Возраст: 86 лет

Дата рождения: 07.04.1939

Место рождения: США, Мичиган, г. Детройт

Знак зодиака: Овен

Гражданство: США

Рост: 182 см

Семейное положение: Вдовец

Ранние годы

Фрэнсис Форд Коппола появился на свет 7 апреля 1939 года в промышленном городе Детройте, штат Мичиган, в семье с богатыми культурными традициями. Его корни уходят в Италию: стремясь к лучшей жизни, предки Копполы эмигрировали в США. Отец будущего режиссёра, Кармайн Коппола, был профессиональным музыкантом и играл на флейте, а мать, Италия Пеннино, была актрисой и пианисткой, поэтому Фрэнсис Форд рано познакомился с миром искусства.

Когда Фрэнсису не было и трёх лет, семья покинула Детройт в связи с тем, что отцу мальчика предложили стать главным флейтистом в новом оркестре в Нью-Йорке. Детство будущего кинорежиссёра нельзя было назвать безоблачным — в раннем возрасте у него диагностировали болезнь Гейне-Медина, известную также как детский спинномозговой паралич. Это заболевание длительное время ограничивало подвижность мальчика.

Из-за болезни Фрэнсису Форду приходилось находиться дома, где он придумывал собственные развлечения. Чтобы сделать ярче свою однообразную жизнь, он много читал и стал создавать кукольные постановки, самостоятельно режиссируя и озвучивая сценки. Вместе с творчеством мальчика занимала и техника. Он с увлечением разбирал и собирал радиоприёмники, интересуясь, как устроены механизмы.

Несмотря на то что юный Фрэнсис проявлял интерес к технике, это было связано в первую очередь с желанием досконально изучить кинокамеру, которую мальчику подарили родители. Коппола уже в десять лет снимал и монтировал любительские короткометражки, где сам выступал в роли актёра. Не будучи очень общительным, мальчик выделялся среди сверстников своим нестандартным мышлением.

Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола в молодости

Образование

Учёба будущего режиссёра мало интересовала: Коппола учился плохо и в попытках получить среднее образование сменил 23 школы, среди которых была Нью-йоркская военная академия, где Фрэнсис научился играть на тубе. В школьные годы он принимал участие в постановках и писал короткие пьесы. Его увлечение театром усилилось после прочтения в 15-летнем возрасте пьесы «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса.

Находясь под влиянием брата Августа, Фрэнсис также хотел стать писателем и выбрал для себя те же учебные заведения, где получал образование его брат: колледж Хофстра и Школу театра, кино и телевидения Калифорнийского университета. В 1955 году юноша поступил в колледж в Хемпстеде, где стал изучать театральное искусство. Среди его однокурсников были будущие актёры Джеймс Каан и Лэйни Казан, а также радиоведущий Джо Франк.

Коппола публиковался в студенческом журнале и активно участвовал в общественной жизни учебного заведения. Он был удостоен стипендии за достижения в области драматургии и премий за выдающийся вклад в развитие театра в колледже. Он возглавил театральную группу The Green Wig и музыкальный клуб Kaleidoscopians, объединив их в творческое сообщество The Spectrum Players и еженедельно представляя новые постановки.

Под влиянием фильма Сергея Эйзенштейна «Десять дней, которые потрясли мир», снятого в СССР в 1927 году, он переключился с театра на кинематограф. Он основал в колледже киномастерскую, а после окончания в 1959 году учебного заведения, как и мечтал, продолжил обучение в Школе театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). В 1967 году он получил степень магистра изящных искусств (MFA).

Фрэнсис Форд Коппола

Карьера

Фрэнсис Коппола совмещал учёбу с трудовой деятельностью: в 1962 году он откликнулся на вакансию и получил место помощника у знаменитого продюсера, сценариста и режиссёра Роджера Кормана, чьим ассистентом проработал несколько лет. Параллельно с этим он писал сценарии и получил премию Samuel Goldwyn Writing Award, предназначенную для молодых сценаристов и режиссёров.

Первое задание Копполы в качестве помощника Кормана заключалось в том, чтобы адаптировать советский фантастический фильм «Небо зовёт» для американской аудитории. Нужно было не только перевести фильм на английский, но и изменить сюжет, добавив сцены с монстрами и убрав намёки на антиамериканскую пропаганду. Так появился фильм «Битва за пределами Солнца», в титрах которого Фрэнсис Форд Коппола был указан режиссёром.

Дипломной работой Фрэнсиса Форда стал комедийный фильм «Ты теперь большой мальчик» (You’re a Big Boy Now). Фильм, основанный на одноимённом романе Дэвида Бенедиктуса, получил положительные отзывы и был выпущен в 1966 году в прокат Warner Bros. Он номинировался на множество престижных премий, в том числе на три «Золотых глобуса», «Оскар» и впервые привёл Копполу на Каннский кинофестиваль, где тот претендовал на главную награду.

В последующие годы Фрэнсис Форд Коппола принимал участие в ряде других проектов Роджера Кормана, выполняя различные творческие и технические функции. В 1962 году он выступил в роли режиссёра диалогов для картины «Башня смерти», а в следующем году был звукооператором на съёмках фильма «Молодые гонщики» и ассоциированным продюсером и одним из режиссёров фильма «Террор».

Во время съёмочного процесса «Молодых гонщиков», проходившего в Ирландии в 1963 году, Коппола представил Корману идею для нового малобюджетного фильма ужасов. Корман одобрил предложение и согласился использовать оставшиеся деньги от предыдущего проекта для финансирования новой картины. За одну ночь Коппола написал сценарий, черпая вдохновение в знаменитом психологическом хорроре Альфреда Хичкока 1960 года «Психо».

Результатом стал триллер «Безумие 13», при создании которого Коппола проявил себя как самостоятельный кинорежиссёр. Картина была снята на $40 000, половину из которых предоставил Корман, а остальную часть вложил другой продюсер, заинтересованный в получении прав на триллер. Съёмочный процесс занял чуть более недели. Кинокартина вышла в прокат как часть двойного сеанса. Его показывали после фильма Кормана «Человек с рентгеновским зрением».

Копполу признали одним из ведущих кинорежиссёров Голливуда после появления фильма «Крёстный отец», ставшего экранизацией знаменитого романа Марио Пьюзо. Фрэнсис Форд изначально отказывался снимать кинокартину: он не питал надежды на то, что фильм про мафию будет иметь успех. Однако в связи с провалом предыдущей картины и финансовыми трудностями он нехотя принялся за написание сценария.

Коппола вёл работу над сценарием вместе с самим Пьюзо, находясь с ним в разных городах. Лишь по завершении черновых версий они объединили усилия и свели вместе написанные материалы. В марте 1972 года состоялась премьера фильма, и эта кинокартина не только окупилась, но и превзошла все ожидания, собрав в прокате от 250 до 291 млн долларов. Некоторое время «Крёстный отец» оставался самым кассовым фильмом в истории кинематографа и был включён в Национальный реестр фильмов США.

Фрэнсис Форд Коппола

«Крёстный отец» принёс Копполе три статуэтки «Оскар», а вторая часть фильма, вышедшая на экраны в 1974 году, стала первым сиквелом, получившим «Оскар» в категории «Лучший фильм». Спустя шестнадцать лет свет увидел и «Крёстный отец 3», завершивший трилогию. Фрэнсис Форд намеревался создать четвёртую часть с Энди Гарсиа и Леонардо Ди Каприо в главных ролях, однако Марио Пьюзо умер, и съёмочный процесс так и не был запущен.

Между второй и третьей частью трилогии Коппола создавал и другие выдающиеся фильмы. Так, в 1979 году вышел «Апокалипсис сегодня», а в последующие годы результатом его деятельности стала музыкальная драма «От всего сердца» и экранизации романов Сьюзен Хинтон «Бойцовая рыбка» и «Изгои». При его участии в 1996 году была снята комедийная драма «Джек», а уже в 2000-х годах кинорежиссёр представил фильмы «Молодость без молодости» и «Тетро».

Работы Копполы удостоились множества престижных наград, которые связаны в основном с ключевыми фильмами его карьеры: трилогией «Крёстный отец», драмой «Апокалипсис сегодня», а также фильмом «Разговор». Так, режиссёр является шестикратным обладателем «Оскара» и двукратным обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Также за фильм «Апокалипсис сегодня» он получил премию BAFTA.

Среди особых наград, врученных режиссёру, стоит отметить почётного «Золотого льва» — главную награду Венецианского кинофестиваля, которую кинодеятель получил в 1992 году, а также редкую премию Irving G. Thalberg Memorial Award Академии кинематографических искусств и наук. Коппола был удостоен этой кинопремии в 2010 году за выдающийся продюсерский вклад в развитие киноиндустрии.

Фильмография Фрэнсиса Форда Копполы

Популярные фильмы Фрэнсиса Форда Копполы по версии «КиноПоиск»:
  • 1972 —«Крёстный отец»
  • 1974 —«Крёстный отец 2»
  • 1974 —«Разговор»
  • 1979 —«Апокалипсис сегодня»
  • 1983 —«Бойцовая рыбка»
  • 1990 —«Крёстный отец 3»
  • 1992 —«Дракула»
  • 1996 —«Джек»
  • 1997 —«Благодетель»
  • 2020 —«Крёстный отец. Эпилог: Смерть Майкла Корлеоне»
Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола на съёмках «Крёстного отца»

Фрэнсис Форд Коппола сейчас

Одним из последних на данный момент проектов Копполы является вышедший на экраны в 2024 году «Мегалополис» — эпический художественный фильм в жанре научно-фантастической драмы. Проект был самофинансирован: чтобы снять фильм, Фрэнсис Форд продал часть своих виноградников. Однако кинокартина провалилась, собрав лишь 14,3 миллиона долларов в мировом прокате при бюджете в 120 миллионов и получив множество негативных отзывов.

В декабре 2024 года Фрэнсис Форд Коппола был удостоен Почётной премии Кеннеди-центра, а весной 2025 года был назван 50-м лауреатом самой престижной награды Американского института кино — AFI Life Achievement Award. Коппола не намерен покидать киноиндустрию, несмотря на возраст и неоднозначные отзывы о его последних работах. Он ведёт аккаунты в соцсетях, где выкладывает фото со съёмочной площадки и анонсирует новые проекты.

Помимо работы в киноиндустрии, Фрэнсис Форд Коппола также занимается предпринимательской деятельностью, в частности, ресторанным бизнесом. Так, он владеет рестораном Cafe Zoetrope в центре Сан-Франциско, где подают традиционную итальянскую кухню и вино из его винодельни. Кроме того, постоянную прибыль кинорежиссёр получает от сети отелей, которые ему принадлежат.

Награды и звания

  • 1971 —Премия «Оскар»Лучший адаптированный сценарий по мотивам ранее не опубликованного материала или документальных фактов («Паттон»)
  • 1973 —Премия «Золотой глобус»Лучший сценарий («Крёстный отец»)
  • 1973 —Премия «Золотой глобус»Лучший режиссёр («Крёстный отец»)
  • 1973 —Премия «Оскар»Лучший адаптированный сценарий («Крёстный отец»)
  • 1974 —Каннский кинофестивальЗолотая пальмовая ветвь («Разговор»)
  • 1974 —Каннский кинофестивальПриз экуменического (христианского) жюри — особое упоминание («Разговор»)
  • 1975 —Премия «Оскар»Лучший фильм («Крёстный отец 2»)
  • 1975 —Премия «Оскар»Лучший режиссёр («Крёстный отец 2»)
  • 1975 —Премия «Оскар»Лучший адаптированный сценарий («Крёстный отец 2»)
  • 1979 —Каннский кинофестивальЗолотая пальмовая ветвь («Апокалипсис сегодня»)
  • 1979 —Каннский кинофестивальПриз ФИПРЕССИ — конкурсная программа («Апокалипсис сегодня»)
  • 1980 —Премия «Золотой глобус»Лучший режиссёр («Апокалипсис сегодня»)
  • 1980 —Премия «Золотой глобус»Лучший саундтрек («Апокалипсис сегодня»)
  • 1992 —Венецианский кинофестивальЗолотой лев за вклад в мировой кинематограф
  • 2011 —Премия «Оскар»Награда имени Ирвинга Тальберга
  • 2025 —Антипремия «Золотая малина»Худший режиссёр («Мегалополис»)
Фрэнсис Форд Коппола

Личная жизнь

Фрэнсис Форд Коппола был женат один раз. Первые же серьёзные его отношения завершились браком. Знакомство Фрэнсиса с будущей супругой произошло зимой в 1962 году на съёмках его первой режиссёрской работы «Безумие 13». Помощником художника-постановщика была 26-летняя Элинор Джесси Нил, отучившаяся в Калифорнийском университете. Вскоре после знакомства они начали встречаться.

Отношения Фрэнсиса и Элинор обернулись беременностью. Так как это не входило в планы девушки, после рождения она думала отдать ребёнка на воспитание в другую семью, однако Коппола сделал возлюбленной предложение, и они зарегистрировали брак зимой 1963 года. В сентябре у четы родился первенец — мальчик, которого назвали Джан-Карло. В 1965 году на свет появился их второй сын, которому дали имя Роман, а в 1971 году родилась их дочь София.

Дети четы Копполы с ранних лет были хорошо знакомы с индустрией кино, так как сопровождали родителей на съёмках в разных городах. Джан-Карло стал кинопродюсером и снялся в таких кинокартинах своего отца, как «Бойцовская рыбка» и «Крёстный отец», однако жизнь юноши оборвалась в результате несчастного случая, когда ему было всего 22 года. Его беременная на тот момент невеста родила девочку Джию, впоследствии ставшую режиссёром.

Роман Коппола, второй сын легендарного кинорежиссёра, также фигурировал в фильмах своего отца. Он пошёл по стопам Фрэнсиса Форда и получил известность как сценарист, продюсер и режиссёр видеоклипов. Второй сын Копполы был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий к кинофильму американского независимого режиссёра Уэса Андерсона «Королевство полной луны».

София, третий ребёнок Фрэнсиса и Элинор, увлекалась фотографией и модой, однако ярко проявила себя и в киноиндустрии. В 19-летнем возрасте она произвела фурор, сыграв Мэри Корлеоне в заключительный фильме трилогии «Крёстный отец». Однако больших успехов она достигла не в качестве актрисы, а как кинорежиссёр. За лучший оригинальный сценарий к фильму «Трудности перевода» она получила в 2003 году премию «Оскар».

После того как Элинор, супруга Фрэнсиса, сделала документальный фильм о том, как создавался «Апокалипсис сегодня», она сосредоточилась на создании подобных нехудожественных кинофильмов, а ближе к концу своей жизни сняла и два полных метра: «Париж подождёт» и «Любовь, любовь, любовь». Фрэнсис Форд потерял супругу и мать своих детей в апреле 2024 года. Она умерла в возрасте 87 лет.

Постоянным увлечением Фрэнсиса Копполы является виноделие. Режиссёр занялся им ещё в середине 1970-х годов, купив на гонорар от фильма «Крёстный отец» усадьбу в долине округа Напа. Позже он приобрёл ещё несколько виноградников, где на сегодняшний день растут лучшие сорта винограда. Среди вин, которые хранятся в погребах режиссёра, есть вино Sofia, которое Фрэнсис Форд назвал в честь дочери.

Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола с женой и дочерью

Вам также могут быть интересны
Сергей Чунаев
Чунаев Сергей Леонидович
БизнесменыПродюсеры
Йоргос Лантимос
Йоргос Лантимос
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Федерико Феллини
Федерико Феллини
РежиссерыСценаристы
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.