Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки — японский режиссёр и сценарист, работающий в жанре художественной анимации. Большинство его проектов относится к жанру фэнтези. Постановщик является основателем собственной анимационной студии, которая выпускает его фильмы. Миядзаки — обладатель множества престижных кинематографических наград, в том числе «Оскара» и «Золотого медведя».
Возраст: 84 года
Дата рождения: 05.01.1941
Место рождения: Япония, г. Токио
Знак зодиака: Козерог
Гражданство: Япония
Семейное положение: Женат
Детство и юность
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио. Он стал вторым ребёнком в семье. Также у Хаяо было несколько братьев. Отец руководил компанией, которая занималась изготовлением оборудования для военных самолётов, поэтому семья была обеспеченной. После бомбардировок, начавшихся в конце Второй мировой войны, Миядзаки с родителями и братьями был эвакуирован из Токио.
Уже после окончания войны у матери будущего режиссёра диагностировали туберкулез позвоночника. В течение 8 лет она боролась с этим заболеванием и проходила лечение в разных клиниках. Из-за этого семья часто переезжала, а детям пришлось взять на себя все домашние дела, которыми раньше занималась мать. Миядзаки признавался, что в детстве мать была для него самым близким человеком, и именно она в значительной степени повлияло на его творчество.
В 1947 году Хаяо начал посещать школу. Уже в детстве он проявлял интерес к комиксам. Мальчик мечтал рисовать мангу, однако ему плохо давались изображения людей. Миядзаки пытался подражать известным авторам, но оставался разочарован собственными работами. В итоге он уничтожил большинство из них. После этого он рисовал в основном военную технику, отдавая предпочтение самолётам и танкам.
Решение стать аниматором Хаяо принял в конце 1950-х годов. Он был старшеклассником, когда попал в кинотеатр, где показывали аниме «Легенда о Белой Змее». Молодого человека так вдохновила эта работа, что он твёрдо решил связать с анимацией свою жизнь. Однако профессиональное образование Миядзаки получил на факультете политики и экономики. Учился он плохо, всё свободное время уделял изучению литературы и искусства.
Профессиональная деятельность
Хаяо Миядзаки начал работать в анимационной студии Toei Animation после выпуска из университета. Он стал художником-постановщиком и поселился в Токио. Вскоре Миядзаки приступил к работе над первыми проектами. Хаяо был художником «Приключений Гулливера», а также внёс собственные изменения в финал мультфильма. Хотя имя Миядзаки не попало в титры, представители студии отметили его талант.
Вскоре Хаяо получил должность аниматора. В 1960-х годах он начал тесно сотрудничать с режиссёром Исао Такахатой. В дальнейшем они неоднократно работали над общими проектами. Также постановщики создали профсоюз молодых аниматоров. В это же время Миядзаки едва не разочаровался в профессии и не ушёл из неё. Но после просмотра советского мультфильма «Снежная королева» оказался под сильным впечатлением и продолжил работать с анимацией.
В тот период условия труда в студии были непростыми. От лица профсоюза Миядзаки и Такахата добивались повышения заработной платы и новых льгот для сотрудников. В число проектов, над которыми тогда работал режиссёр, вошли мультфильмы «Принц севера», «Кот в сапогах», «Летающий корабль-призрак». Одновременно Хаяо выпустил первую мангу «Народ пустыни», которую подписал псевдонимом.
Аниматор был недоволен отсутствием творческих перспектив, поэтому решил покинуть Toei Animation. В 1971 году вместе с Исао Такахатой он перешёл в анимационную студию A Pro. Режиссёры работали над несколькими эпизодами многосерийного аниме «Люпен III». Для Хаяо это был первый опыт в качестве режиссёра. Миядзаки и Такахата планировали также снять мультфильм по мотивам книжного цикла «Пеппи Длинныйчулок», но не смогли приобрести права на съёмки.
Поездка в Швецию произвела на режиссёра сильное впечатление, и под её влиянием он выпустил короткометражный мультфильм «Панда большая и маленькая». В дальнейшем Хаяо перешёл в другую студию, где в качестве аниматора работал над несколькими многосерийными проектами. В этот период он продолжил сотрудничать с Такахатой. Постановщики выпустили несколько совместных работ.
В начале 1980-х Миядзаки начал рисовать мангу «Навсикая из Долины ветров». Работа над ней продолжалась 12 лет, хотя в процессе и возникали длительные перерывы. Первоначально Хаяо не планировал снимать экранизацию комикса. Однако манга стала популярной в Японии, и вскоре появились слухи об анимационной адаптации. Режиссёр согласился экранизировать комикс при условии, что сам возглавит проект.
При работе над сценарием возникли сложности, поскольку манга ещё продолжала выходить, и сюжет не был завершен. Первую версию сильно изменили, чтобы уложиться в хронометраж. Сценарий был написан за три месяца. Позднее постановщик признавался, что остался недоволен финалом, который показался ему банальным. Премьера аниме состоялась в 1984 году.
Фильм «Навсикая из Долины ветров» считается поворотным в карьере режиссёра. К моменту выхода проекта Миядзаки основал собственную студию Studio Ghibli вместе с несколькими другими аниматорами. Их целью стало создание высококачественных полнометражных мультфильмов, что отличало компанию от большинства других. В дальнейшем в этой студии были созданы самые известные работы Хаяо.
Уже на базе Studio Ghibli режиссёр приступил к следующему проекту. Перед созданием «Небесного замка Лапута» он посетил шахтёрский городок в Великобритании. Здесь Миядзаки увидел, как бастуют шахтёры, и был поражен их мужеством. Впечатления от этой поездки он в дальнейшем отразил в своём проекте. Премьера «Небесного замка Лапута» состоялась в 1986 году. Мультфильм собрал в мировом прокате более 26 млн долларов.
Следующий проект постановщика был основан на идеях, которые родились у него ещё в детские годы. В аниме «Мой сосед Тоторо» Хаяо использовал автобиографические мотивы, например, долгую болезнь своей матери. Мультфильм вышел в прокат в 1988 году. Продюсеры сомневались в его успехе, поэтому выпустили ленту одновременно с другой работой Studio Ghibli — анимационным фильмом «Могила светлячков» Исао Такахаты.
Пятым полнометражным проектом для Миядзаки стало фэнтези «Ведьмина служба доставки», основанное на романе с одноимённым названием. Первоначально у проекта были другие режиссёр и сценарист, однако Хаяо оказался недоволен ими. В итоге он самостоятельно занялся мультфильмом. Постановщик привнёс много собственных идей, из-за чего итоговый сценарий сильно отличался от книги. В прокат «Ведьмина служба доставки» вышла в 1989 году.
В тот же период Миядзаки начал публиковать новую мангу, которая в дальнейшем стала основой для следующего фильма «Порко Россо», вышедшего в 1992 году. Картина оставалась одной из самых кассовых в японском прокате, но её рекорд побил новый мультфильм Хаяо — «Принцесса Мононоке». К этому аниме режиссёр приступил ещё в 1994 году, но премьера состоялась только в 1997.
При работе над сценарием постановщик использовал собственные зарисовки, созданные им ещё в 1970-х годах. Также в поисках вдохновения он и команда художников отправились в леса на остров Яку и в горы Хонсю. «Принцесса Мононоке» практически полностью создавалась с ручной рисовкой. Лишь в некоторых эпизодах использовались компьютерная анимация и цифровая живопись. Миядзаки контролировал каждый кадр.
К моменту выхода аниме стало самым дорогостоящим проектом студии. Бюджет картины превысил 23 млн долларов. Лента была впервые показана летом 1997 года и быстро стала лидером проката. В общей сложности сумма сборов составила около 160 млн долларов. Права на показ в Северной Америке приобрела американская студия Miramax. После премьеры Хаяо задумывался о том, чтобы уйти из Studio Ghibli, но в итоге продолжил работать в студии.
Следующий крупный проект режиссёра вышел на экраны в 2001 году. При работе над сценарием «Унесённых призраками» Миядзаки вдохновлялся некоторыми моментами собственной биографии. Сама идея пришла к нему, когда он вместе с семьёй отдыхал в горах. Во время работы над мультфильмом команда аниматоров экспериментировала с компьютерной графикой.
Бюджет картины составил 19 млн долларов, а общие сборы в мировом прокате превысили 350 миллионов. После премьеры аниме «Унесённые призраками» было признано самым кассовым среди всех фильмов, показанных в японских кинотеатрах к тому моменту. Проект получил множество номинаций на престижных кинематографических фестивалях. Он принёс Хаяо награду «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и премию «Оскар».
В следующие несколько лет постановщик снимал короткометражки, в том числе ленты «Охота на кита», «Великий день Коро», «Мэй и Кот-автобус». К полному метру Миядзаки вернулся в 2004 году, выпустив «Ходячий замок». Сценарий был основан на английском романе с одноимённым названием. Анимация создавалась вручную, а затем обрабатывалась с помощью цифровых технологий.
При работе над проектом Хаяо посещал французские города, где знакомился с местной архитектурой, а также изучал футуристические иллюстрации. «Ходячий замок» был завершён в течение нескольких лет. Фильм собрал в мировом прокате около 260 миллионов. Он получил несколько номинаций на престижные премии, в том числе на «Оскар» и «Золотой лев». На Венецианском кинофестивале режиссёр не одержал победу, однако в следующем году всё-таки получил награду «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф.
В следующие годы Хаяо работал над дизайном обложек для манг. Также он выпустил ещё несколько короткометражек, в том числе «День, когда я приобрела звезду», «В поисках дома» и проч. Следующей его работой в полном метре стало аниме «Рыбка Поньо на утёсе», премьера которого состоялась в 2008 году. Проект принёс постановщику две премии Венецианского кинофестиваля.
Позднее Миядзаки писал сценарии, а также продолжил создавать короткометражки и рисовать мангу. Следующий крупный проект режиссёра вышел на экраны в 2013 году. Мультфильм «Ветер крепчает» принес Хаяо очередную номинацию на «Оскар». Но награду постановщик получил только в 2015 году. Ему вручили «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. К этому моменту Миядзаки объявил о завершении карьеры, однако позднее приступил к новому проекту.
Фильмография Хаяо Миядзаки
Популярные фильмы Хаяо Миядзаки по версии «КиноПоиск»:- 1984 —«Навсикая из долины ветров»
- 1986 —«Небесный замок Лапута»
- 1988 —«Мой сосед Тоторо»
- 1997 —«Принцесса Мононоке»
- 2001 —«Унесённые призраками»
- 2002 —«Мэй и Кот-автобус»
- 2002 —«Великий день Коро»
- 2004 —«Ходячий замок»
- 2006 —«День, когда я приобрела звезду»
- 2006 —«В поисках дома»
Хаяо Миядзаки сейчас
Хаяо Миядзаки несколько лет не выпускал новых проектов. Он говорил, что хочет отойти от дел. Однако в 2016 году режиссёр приступил к работе над очередной анимационной картиной «Мальчик и птица», которую планировал выпустить в 2020 году. Но после трёхлетней работы не была готова и треть проекта. Постановщик не торопился завершить мультфильм и перестал придерживаться чёткого графика.
Анимация создавалась полностью вручную, без использования компьютерной графики. Поэтому художники производили всего по одной минуте в месяц. Премьера «Мальчика и птицы» состоялась только в 2023 году. Сумма кассовых сборов в мире превысила 300 млн долларов. Картина принесла Миядзаки «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм». После премьеры стало известно, что режиссёр задумывается о следующем проекте, однако никаких подробностей о нём нет.
Награды и звания
- 2002 —«Берлинский кинофестиваль»Золотой медведь («Унесённые призраками»)
- 2003 —«Лучший анимационный фильм («Унесённые призраками»)»Оскар
- 2005 —«Венецианский кинофестиваль»Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
- 2008 —«Венецианский кинофестиваль»Премия Future Film Festival Digital Award — особое упоминание («Рыбка Поньо на утесе»)
- 2008 —«Венецианский кинофестиваль»Премия фонда имени Миммо Ротелла («Рыбка Поньо на утёсе»)
- 2015 —«Оскар»Почётная премия
- 2023 —«Кинофестиваль в Сан-Себастьяне»Премия Donostia за выдающиеся персональные достижения
- 2024 —«Британская академия»Лучший анимационный фильм («Мальчик и птица»)
- 2024 —«Оскар»Лучший анимационный фильм («Мальчик и птица»)
Личная жизнь и семья
Хаяо Миядзаки женился ещё в молодости. Его избранницей стала Акэми Ота, которая была художником-постановщиком. Пара познакомилась во время работы в анимационной студии в 1964 году и через год связала себя узами брака. Хаяо и Акэми не раз работали над совместными проектами. После рождения двоих сыновей Ота решила сосредоточиться на их воспитании и отказалась от карьеры. Старший сын Хаяо — Горо Миядзаки — также является режиссёром, работающим в жанре аниме.
- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.