Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки — японский режиссёр и сценарист, работающий в жанре художественной анимации. Большинство его проектов относится к жанру фэнтези. Постановщик является основателем собственной анимационной студии, которая выпускает его фильмы. Миядзаки — обладатель множества престижных кинематографических наград, в том числе «Оскара» и «Золотого медведя».

Хаяо Миядзаки
Краткая информация о Хаяо Миядзаки

Возраст: 84 года

Дата рождения: 05.01.1941

Место рождения: Япония, г. Токио

Знак зодиака: Козерог

Гражданство: Япония

Семейное положение: Женат

Детство и юность

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио. Он стал вторым ребёнком в семье. Также у Хаяо было несколько братьев. Отец руководил компанией, которая занималась изготовлением оборудования для военных самолётов, поэтому семья была обеспеченной. После бомбардировок, начавшихся в конце Второй мировой войны, Миядзаки с родителями и братьями был эвакуирован из Токио.

Уже после окончания войны у матери будущего режиссёра диагностировали туберкулез позвоночника. В течение 8 лет она боролась с этим заболеванием и проходила лечение в разных клиниках. Из-за этого семья часто переезжала, а детям пришлось взять на себя все домашние дела, которыми раньше занималась мать. Миядзаки признавался, что в детстве мать была для него самым близким человеком, и именно она в значительной степени повлияло на его творчество.

В 1947 году Хаяо начал посещать школу. Уже в детстве он проявлял интерес к комиксам. Мальчик мечтал рисовать мангу, однако ему плохо давались изображения людей. Миядзаки пытался подражать известным авторам, но оставался разочарован собственными работами. В итоге он уничтожил большинство из них. После этого он рисовал в основном военную технику, отдавая предпочтение самолётам и танкам.

Решение стать аниматором Хаяо принял в конце 1950-х годов. Он был старшеклассником, когда попал в кинотеатр, где показывали аниме «Легенда о Белой Змее». Молодого человека так вдохновила эта работа, что он твёрдо решил связать с анимацией свою жизнь. Однако профессиональное образование Миядзаки получил на факультете политики и экономики. Учился он плохо, всё свободное время уделял изучению литературы и искусства.

Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки в молодости

Профессиональная деятельность

Хаяо Миядзаки начал работать в анимационной студии Toei Animation после выпуска из университета. Он стал художником-постановщиком и поселился в Токио. Вскоре Миядзаки приступил к работе над первыми проектами. Хаяо был художником «Приключений Гулливера», а также внёс собственные изменения в финал мультфильма. Хотя имя Миядзаки не попало в титры, представители студии отметили его талант.

Вскоре Хаяо получил должность аниматора. В 1960-х годах он начал тесно сотрудничать с режиссёром Исао Такахатой. В дальнейшем они неоднократно работали над общими проектами. Также постановщики создали профсоюз молодых аниматоров. В это же время Миядзаки едва не разочаровался в профессии и не ушёл из неё. Но после просмотра советского мультфильма «Снежная королева» оказался под сильным впечатлением и продолжил работать с анимацией.

В тот период условия труда в студии были непростыми. От лица профсоюза Миядзаки и Такахата добивались повышения заработной платы и новых льгот для сотрудников. В число проектов, над которыми тогда работал режиссёр, вошли мультфильмы «Принц севера», «Кот в сапогах», «Летающий корабль-призрак». Одновременно Хаяо выпустил первую мангу «Народ пустыни», которую подписал псевдонимом.

Аниматор был недоволен отсутствием творческих перспектив, поэтому решил покинуть Toei Animation. В 1971 году вместе с Исао Такахатой он перешёл в анимационную студию A Pro. Режиссёры работали над несколькими эпизодами многосерийного аниме «Люпен III». Для Хаяо это был первый опыт в качестве режиссёра. Миядзаки и Такахата планировали также снять мультфильм по мотивам книжного цикла «Пеппи Длинныйчулок», но не смогли приобрести права на съёмки.

Поездка в Швецию произвела на режиссёра сильное впечатление, и под её влиянием он выпустил короткометражный мультфильм «Панда большая и маленькая». В дальнейшем Хаяо перешёл в другую студию, где в качестве аниматора работал над несколькими многосерийными проектами. В этот период он продолжил сотрудничать с Такахатой. Постановщики выпустили несколько совместных работ.

В начале 1980-х Миядзаки начал рисовать мангу «Навсикая из Долины ветров». Работа над ней продолжалась 12 лет, хотя в процессе и возникали длительные перерывы. Первоначально Хаяо не планировал снимать экранизацию комикса. Однако манга стала популярной в Японии, и вскоре появились слухи об анимационной адаптации. Режиссёр согласился экранизировать комикс при условии, что сам возглавит проект.

При работе над сценарием возникли сложности, поскольку манга ещё продолжала выходить, и сюжет не был завершен. Первую версию сильно изменили, чтобы уложиться в хронометраж. Сценарий был написан за три месяца. Позднее постановщик признавался, что остался недоволен финалом, который показался ему банальным. Премьера аниме состоялась в 1984 году.

Фильм «Навсикая из Долины ветров» считается поворотным в карьере режиссёра. К моменту выхода проекта Миядзаки основал собственную студию Studio Ghibli вместе с несколькими другими аниматорами. Их целью стало создание высококачественных полнометражных мультфильмов, что отличало компанию от большинства других. В дальнейшем в этой студии были созданы самые известные работы Хаяо.

Уже на базе Studio Ghibli режиссёр приступил к следующему проекту. Перед созданием «Небесного замка Лапута» он посетил шахтёрский городок в Великобритании. Здесь Миядзаки увидел, как бастуют шахтёры, и был поражен их мужеством. Впечатления от этой поездки он в дальнейшем отразил в своём проекте. Премьера «Небесного замка Лапута» состоялась в 1986 году. Мультфильм собрал в мировом прокате более 26 млн долларов.

Следующий проект постановщика был основан на идеях, которые родились у него ещё в детские годы. В аниме «Мой сосед Тоторо» Хаяо использовал автобиографические мотивы, например, долгую болезнь своей матери. Мультфильм вышел в прокат в 1988 году. Продюсеры сомневались в его успехе, поэтому выпустили ленту одновременно с другой работой Studio Ghibli — анимационным фильмом «Могила светлячков» Исао Такахаты.

Пятым полнометражным проектом для Миядзаки стало фэнтези «Ведьмина служба доставки», основанное на романе с одноимённым названием. Первоначально у проекта были другие режиссёр и сценарист, однако Хаяо оказался недоволен ими. В итоге он самостоятельно занялся мультфильмом. Постановщик привнёс много собственных идей, из-за чего итоговый сценарий сильно отличался от книги. В прокат «Ведьмина служба доставки» вышла в 1989 году.

В тот же период Миядзаки начал публиковать новую мангу, которая в дальнейшем стала основой для следующего фильма «Порко Россо», вышедшего в 1992 году. Картина оставалась одной из самых кассовых в японском прокате, но её рекорд побил новый мультфильм Хаяо — «Принцесса Мононоке». К этому аниме режиссёр приступил ещё в 1994 году, но премьера состоялась только в 1997.

При работе над сценарием постановщик использовал собственные зарисовки, созданные им ещё в 1970-х годах. Также в поисках вдохновения он и команда художников отправились в леса на остров Яку и в горы Хонсю. «Принцесса Мононоке» практически полностью создавалась с ручной рисовкой. Лишь в некоторых эпизодах использовались компьютерная анимация и цифровая живопись. Миядзаки контролировал каждый кадр.

К моменту выхода аниме стало самым дорогостоящим проектом студии. Бюджет картины превысил 23 млн долларов. Лента была впервые показана летом 1997 года и быстро стала лидером проката. В общей сложности сумма сборов составила около 160 млн долларов. Права на показ в Северной Америке приобрела американская студия Miramax. После премьеры Хаяо задумывался о том, чтобы уйти из Studio Ghibli, но в итоге продолжил работать в студии.

Следующий крупный проект режиссёра вышел на экраны в 2001 году. При работе над сценарием «Унесённых призраками» Миядзаки вдохновлялся некоторыми моментами собственной биографии. Сама идея пришла к нему, когда он вместе с семьёй отдыхал в горах. Во время работы над мультфильмом команда аниматоров экспериментировала с компьютерной графикой.

Бюджет картины составил 19 млн долларов, а общие сборы в мировом прокате превысили 350 миллионов. После премьеры аниме «Унесённые призраками» было признано самым кассовым среди всех фильмов, показанных в японских кинотеатрах к тому моменту. Проект получил множество номинаций на престижных кинематографических фестивалях. Он принёс Хаяо награду «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и премию «Оскар».

В следующие несколько лет постановщик снимал короткометражки, в том числе ленты «Охота на кита», «Великий день Коро», «Мэй и Кот-автобус». К полному метру Миядзаки вернулся в 2004 году, выпустив «Ходячий замок». Сценарий был основан на английском романе с одноимённым названием. Анимация создавалась вручную, а затем обрабатывалась с помощью цифровых технологий.

При работе над проектом Хаяо посещал французские города, где знакомился с местной архитектурой, а также изучал футуристические иллюстрации. «Ходячий замок» был завершён в течение нескольких лет. Фильм собрал в мировом прокате около 260 миллионов. Он получил несколько номинаций на престижные премии, в том числе на «Оскар» и «Золотой лев». На Венецианском кинофестивале режиссёр не одержал победу, однако в следующем году всё-таки получил награду «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф.

В следующие годы Хаяо работал над дизайном обложек для манг. Также он выпустил ещё несколько короткометражек, в том числе «День, когда я приобрела звезду», «В поисках дома» и проч. Следующей его работой в полном метре стало аниме «Рыбка Поньо на утёсе», премьера которого состоялась в 2008 году. Проект принёс постановщику две премии Венецианского кинофестиваля.

Позднее Миядзаки писал сценарии, а также продолжил создавать короткометражки и рисовать мангу. Следующий крупный проект режиссёра вышел на экраны в 2013 году. Мультфильм «Ветер крепчает» принес Хаяо очередную номинацию на «Оскар». Но награду постановщик получил только в 2015 году. Ему вручили «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. К этому моменту Миядзаки объявил о завершении карьеры, однако позднее приступил к новому проекту.

Фильмография Хаяо Миядзаки

Популярные фильмы Хаяо Миядзаки по версии «КиноПоиск»:
  • 1984 —«Навсикая из долины ветров»
  • 1986 —«Небесный замок Лапута»
  • 1988 —«Мой сосед Тоторо»
  • 1997 —«Принцесса Мононоке»
  • 2001 —«Унесённые призраками»
  • 2002 —«Мэй и Кот-автобус»
  • 2002 —«Великий день Коро»
  • 2004 —«Ходячий замок»
  • 2006 —«День, когда я приобрела звезду»
  • 2006 —«В поисках дома»
Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки сейчас

Хаяо Миядзаки несколько лет не выпускал новых проектов. Он говорил, что хочет отойти от дел. Однако в 2016 году режиссёр приступил к работе над очередной анимационной картиной «Мальчик и птица», которую планировал выпустить в 2020 году. Но после трёхлетней работы не была готова и треть проекта. Постановщик не торопился завершить мультфильм и перестал придерживаться чёткого графика.

Анимация создавалась полностью вручную, без использования компьютерной графики. Поэтому художники производили всего по одной минуте в месяц. Премьера «Мальчика и птицы» состоялась только в 2023 году. Сумма кассовых сборов в мире превысила 300 млн долларов. Картина принесла Миядзаки «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм». После премьеры стало известно, что режиссёр задумывается о следующем проекте, однако никаких подробностей о нём нет.

Награды и звания

  • 2002 —«Берлинский кинофестиваль»Золотой медведь («Унесённые призраками»)
  • 2003 —«Лучший анимационный фильм («Унесённые призраками»)»Оскар
  • 2005 —«Венецианский кинофестиваль»Золотой лев за вклад в мировой кинематограф
  • 2008 —«Венецианский кинофестиваль»Премия Future Film Festival Digital Award — особое упоминание («Рыбка Поньо на утесе»)
  • 2008 —«Венецианский кинофестиваль»Премия фонда имени Миммо Ротелла («Рыбка Поньо на утёсе»)
  • 2015 —«Оскар»Почётная премия
  • 2023 —«Кинофестиваль в Сан-Себастьяне»Премия Donostia за выдающиеся персональные достижения
  • 2024 —«Британская академия»Лучший анимационный фильм («Мальчик и птица»)
  • 2024 —«Оскар»Лучший анимационный фильм («Мальчик и птица»)
Хаяо Миядзаки

Личная жизнь и семья

Хаяо Миядзаки женился ещё в молодости. Его избранницей стала Акэми Ота, которая была художником-постановщиком. Пара познакомилась во время работы в анимационной студии в 1964 году и через год связала себя узами брака. Хаяо и Акэми не раз работали над совместными проектами. После рождения двоих сыновей Ота решила сосредоточиться на их воспитании и отказалась от карьеры. Старший сын Хаяо — Горо Миядзаки — также является режиссёром, работающим в жанре аниме.

Хаяо Миядзаки
Вам также могут быть интересны
Тимоти Уолтер Бёртон
Тим Бёртон
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Вырыпаев Иван Александрович
Вырыпаев Иван Александрович
ДраматургиРежиссерыСценаристы
Альфред Хичкок
Альфред Хичкок
ПродюсерыРежиссерыСценаристы
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.