Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик — американский режиссёр и сценарист, работавший преимущественно в Великобритании. Большинство его фильмов имеют литературные первоисточники. Он считается одним из величайших кинематографистов за всю историю мирового кино. В число самых известных его работ входят «2001 год: Космическая одиссея», «Заводной апельсин», «Сияние». Кубрик — обладатель наград Венецианского кинофестиваля, Британской киноакадемии, премии «Оскар».

Стэнли Кубрик
Краткая информация о Стэнли Кубрике

Возраст на момент смерти: 70 лет

Дата рождения: 26.07.1928

Место рождения: США, г. Нью-Йорк

Дата cмерти: 07.03.1999

Место смерти: Великобритания, Хартфордшир, Чайлдуикбери

Знак зодиака: Лев

Гражданство: США, Великобритания

Семейное положение: Был женат

Детство и юность

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года на Манхэттене. Его предки по отцовской линии в начале XX века обосновались в Нью-Йорке. Режиссёр имеет еврейское происхождение. Предки отца и матери жили в Польше, Румынии и Австрии. Родители сыграли свадьбу по традиционному еврейскому обычаю, хотя в дальнейшем не занимались религиозным воспитанием детей.

Кубрик стал старшим ребёнком в семье. Ещё через несколько лет у него появилась младшая сестра. Отец получил медицинское образование и после выпуска из университета работал врачом. Семья была достаточно обеспеченной. Мальчик посещал государственную школу, хотя часто прогуливал занятия. Когда он проходил тестирование на IQ, оказалось, что его результаты лучше, чем у большинства сверстников.

Основным увлечением Стэнли уже в ранние годы стала литература. Мальчик зачитывался мифами древних стран и классическими европейскими сказками. Позднее он увлёкся также бейсболом и полюбил играть в шахматы. Гораздо позже Кубрик стал членом американской Шахматной федерации. В 13-летнем возрасте он получил в подарок первую камеру, после чего одним из главных его увлечений стала фотография.

Вместе с другом, жившим в соседнем доме, Стэнли экспериментировал со снимками. Позже они начали участвовать в проектах по фотографии. В поисках интересных объектов подростки стали посещать кинотеатры, изучая видеокадры. В этот период Кубрик чуть не забросил съёмку, поскольку увлёкся джазом и захотел стать барабанщиком. Когда он вступил в клуб фотографов, то начал делать снимки школьных мероприятий.

Оценки молодого человека оставались низкими. Почти всё свободное время он проводил не за уроками, а за просмотром фильмов. Поступить в колледж ему не удалось. В этот период с фронта начали возвращаться солдаты, которые получали льготы на зачисление в университет. Шансов успешно сдать экзамены у Стэнли не осталось. Некоторое время после окончания школы он посещал вечерние курсы в нью-йоркском колледже, но потом бросил занятия.

В середине 1940-х годов молодой человек смог продать свои снимки журналу Look. Он получил первый гонорар в 100 долларов. Позже Стэнли подрабатывал игрой в шахматы. Вскоре ему предложили должность стажера в журнале, после чего он вошёл в штат как постоянный фотограф. Его снимки имели успех. К концу 1940-х Кубрик всерьёз увлёкся кинематографом. Он начал изучать теорию кино по книгам и загорелся идеей снять собственный фильм.

Стэнли Кубрик

Профессиональная деятельность

Стэнли Кубрик заинтересовался возможностью снять короткометражку в конце 1940-х годов. Однако у молодого человека не хватало средств на полноценное производство. В 1951 году ему удалось осуществить свою мечту. Кубрик арендовал камеру и на собственные деньги снял первый короткометражный проект «День боя». Уже в дебютной ленте Стэнли использовал новаторские приёмы, в том числе следящую съёмку.

Режиссёру удалось продать свою первую работу кинокомпании за 4 тысячи долларов. Он полностью вернул вложенные в производство средства и решил, что будет продолжать заниматься кино. В первой половине 1950-х годов постановщик снял ещё несколько короткометражек, а также агитационную документальную ленту «Моряки», над которой он работал по заказу Международного профсоюза моряков.

Дебютом в полном метре стал военный фильм «Страх и вожделение», выпущенный в 1953 году. К началу работы над картиной Кубрик всё ещё был штатным фотографом. Чтобы снять ленту, ему пришлось сократить рабочие часы. Съёмочная группа проекта насчитывала только 15 человек. Стэнли не только руководил съёмками, но и выполнял работу оператора, монтажёра и продюсера.

Уже на этапе производства оказалось, что бюджет ленты сильно превышен. Продюсер Ричард де Рошмон согласился помочь постановщику, если тот снимет телесериал про Авраама Линкольна. После премьеры фильм провалился в прокате, но некоторые критики написали о нём положительные отзывы. Позднее Кубрик пытался изъять и уничтожить все копии плёнки, поскольку стыдился своей дебютной работы. Но ленту удалось обнаружить в частных коллекциях.

Вскоре после дебюта в полном метре режиссёр приступил к разработке второго независимого проекта. Средства на съёмки собирали друзья и родственники Стэнли. Фильм «Поцелуй убийцы», вышедший в 1955 году, тоже не смог окупить затраты. Отзывы критиков были в основном положительными. После премьеры постановщик основал собственную компанию вместе с продюсером Джеймсом Харрисом, который восхищался его работами.

Первым совместным проектом стал триллер в стиле нуар «Убийство» 1956 года. Это также первый фильм Кубрика, снятый с профессиональными актёрами и полноценной съёмочной группой. Бюджет ленты составил более 300 тысяч долларов. Картина была выпущена в ограниченный прокат, поэтому не имела коммерческого успеха. Но критики сочли фильм лучшей работой Стэнли. Он получил номинацию на премию Британской киноакадемии.

Режиссёр получил от продюсеров предложение возглавить съёмочную группу нового проекта. Он выбрал военную тему для будущей картины. Студия предоставила финансирование на «Тропы славы», когда Кубрик представил сценарий со счастливым финалом. Однако позднее он его переписал. У проекта возникли трудности в европейском прокате, где его не допустили в кинотеатры. Из-за этого он не имел коммерческого успеха.

Критики по-прежнему были благосклонны к начинающему постановщику. «Тропы славы» отметили наградами нескольких кинофестивалей. Следующим фильмом режиссёра стала историческая драма «Спартак», которая принесла ему международное признание. Бюджет ленты вместе с затратами на рекламу составил около 25 млн долларов. Проект едва окупился в прокате, но был отмечен множеством наград. Он завоевал четыре «Оскара» и «Золотой глобус» как лучший драматический фильм.

Ещё одной лентой начала 1960-х годов стал вестерн «Одноглазые валеты», над которым Кубрик работал вместе с Марлоном Брандо. Позднее постановщик дистанцировался от этой картины. Свой следующий проект он решил снимать в Великобритании, куда в дальнейшем переехал. Драма «Лолита» по роману Владимира Набокова была выпущена в 1962 году. Отзывы критиков оказались смешанными, но позднее фильм получил признание.

Когда Стэнли вернулся в Америку, он заинтересовался темой ядерной войны. Свой следующий проект он посвятил именно ей. Картина «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» вышла на экраны в 1964 году, через полтора года после начала производства. Она имела кассовый успех и получила восторженные отзывы критиков. Фильм номинировали на «Оскар» в четырёх категориях.

На протяжении следующих нескольких лет Кубрик работал над фантастической лентой «2001 год: Космическая одиссея». Он долго собирал материал для сценария, а затем тщательно работал над декорациями. Показ картины состоялся в 1968 году. Она вызвала множество споров среди зрителей и критиков, но в дальнейшем стала считаться одним из лучших фильмов XX века. Она была отмечена «Оскаром» за визуальные эффекты.

Завершив работу, режиссёр начал искать новую тему. Он не смог найти спонсоров для запланированной ленты о Наполеоне, поэтому выбрал экранизацию романа Энтони Бёрджесса. Премьера картины «Заводной апельсин» состоялась в 1971 году. Она вызвала общественный резонанс. Из-за последовавшей волны негатива фильм пришлось изъять из проката в Великобритании. Несмотря на это, «Заводной апельсин» имел коммерческий успех и был отмечен номинациями на престижные награды.

Следующим проектом постановщика стала историческая драма «Барри Линдон». Она имела успех во Франции, но сборы в США оказались скромными. Критики же неизменно хвалили работу Стэнли. Лента победила в четырёх номинациях на «Оскар». Через пять лет после премьеры постановщик выпустил фильм ужасов «Сияние», основанный на романе Стивена Кинга. Хотя за эту картину он получил номинацию на «Золотую малину», современные критики и зрители считают проект одним из лучших в своём жанре.

Постепенно Кубрик перестал вести активную деятельность. В 1980-х годах он выпустил одну ленту. Режиссёра интересовала тема войны во Вьетнаме, которую он отразил в фильме «Цельнометаллическая оболочка», вышедшем в 1987 году. Работа над ним продолжалась несколько лет. Отзывы критиков были в основном положительными. Во второй половине 1990-х постановщик был награжден «Золотым львом» за вклад в мировой кинематограф.

Фильмография Стэнли Кубрика

Популярные фильмы Стэнли Кубрика по версии «КиноПоиск»:
  • 1956 —«Убийство»
  • 1957 —«Тропы славы»
  • 1960 —«Спартак»
  • 1963 —«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
  • 1968 —«2001 год: Космическая одиссея»
  • 1971 —«Заводной апельсин»
  • 1975 —«Барри Линдон»
  • 1980 —«Сияние»
  • 1987 —«Цельнометаллическая оболочка»
  • 1999 —«С широко закрытыми глазами»
Стэнли Кубрик

Последние годы

Стэнли Кубрик продолжал работать до своей смерти в 1999 году, хотя в последние годы вёл затворнический образ жизни и не появлялся на публике. Незадолго до смерти режиссёр начал разрабатывать новый проект. В основу сюжета драмы «С широко закрытыми глазами» легла эротическая повесть Артура Шницлера «Новелла о снах». Постановщик заинтересовался произведением ещё в конце 1960-х. Он долго откладывал экранизацию, занимаясь другими проектами. Лишь к концу жизни Стэнли вернулся к своей идее.

Когда Кубрик начал работать над адаптацией, ему было больше 65 лет. Разработка, съёмки и монтаж заняли больше года. Всё это время режиссёр упорно трудился над проектом, не позволяя себе брать выходных. Он часто работал по ночам, что привело к переутомлению. Он успел завершить итоговый монтаж, но не дожил до предварительного просмотра.

7 марта 1999 года Стэнли скончался в результате сердечного приступа. Через несколько дней его похоронили в Великобритании на территории поместья, которым он владел. На церемонии присутствовали только родственники и друзья, выступившие с прощальными речами. Премьера ленты «С широко закрытыми глазами» состоялась через несколько месяцев после смерти режиссёра. Драма была отмечена призом Венецианского кинофестиваля.

У постановщика остались нереализованные проекты, которые он не успел завершить. Кубрик вместе со Стивеном Спилбергом работал над сценарием фантастической ленты. Позднее Спилберг собрал сохранившиеся заметки Стэнли и написал собственный сценарий. В дальнейшем он снял по нему фильм «Искусственный разум». Ещё одной неоконченной работой Кубрика стала лента, посвящённая Наполеону, идею которой он вынашивал с 1960-х годов.

Награды и звания

  • 1969 —ОскарЛучшие визуальные эффекты («2001 год: Космическая одиссея»)
  • 1976 —Британская академияЛучший режиссёр («Барри Линдон»)
  • 1997 —Венецианский кинофестивальЗолотой лев за вклад в мировой кинематограф
  • 1999 —Венецианский кинофестивальПремия Bastone Bianco («С широко закрытыми глазами»)
  • 2000 —Британская академияПриз Британской Академии человеку года
Стэнли Кубрик

Личная жизнь и семья

Стэнли Кубрик был женат трижды. Впервые он вступил в брак ещё в юности, когда ему не было и 20 лет. Его супругой стала Тоба Метц, с которой будущий режиссёр познакомился в школе. Брак продлился всего три года. Через несколько месяцев после развода Стэнли познакомился с балериной Рут Соботка. Она также была дизайнером по костюмам и позднее участвовала в проектах постановщика.

Кубрик и Соботка вступили в брак в 1955 году, но развелись через два года. В этот период режиссёр познакомился с актрисой немецкого происхождения Кристианой Харлан. Она исполнила небольшую роль в одной из его картин. Через год после знакомства пара сыграла свадьбу. Их брак продлился больше 40 лет. Они оставались вместе до смерти постановщика.

Стэнли воспитывал дочь Кристианы от первого брака. У супругов родились ещё две дочери. Некоторое время семья жила в Калифорнии, а также в Нью-Йорке, где Харлан изучала искусство. Позже супруги поселились в Великобритании. Кристиана в дальнейшем обрела известность как художница и коллекционер.

Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик и Кристианой Харлан

Вам также могут быть интересны
Пол Стэнли
Стэнли Берт Айзен Пол Стэнли
ГитаристыМузыкантыПевцы
Дэвид Линч
Дэвид Линч
РежиссерыСценаристы
Акира Куросава
Акира Куросава
РежиссерыСценаристы
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.