Врубель Михаил Александрович

Михаил Врубель — русский живописец и скульптор. В молодости учился в Императорской Академии художеств, увлекался византийским искусством. Позднее переехал в Москву, где написал самые известные свои картины. В последние годы жизни художник страдал от тяжёлой душевной болезни, которая подрывала его силы. Незадолго до смерти он ослеп и перестал рисовать. В этот период Врубель постоянно находился в плену галлюцинаций.

Михаил Врубель
Краткая информация о Михаиле Врубеле

Возраст на момент смерти: 54 года

Дата рождения: 17.03.1856

Место рождения: Российская империя, г. Омск

Дата cмерти: 14.04.1910

Место смерти: г. Санкт-Петербург

Знак зодиака: Рыбы

Гражданство: Россия

Семейное положение: Был женат

Личный сайт: http://vrubel-world.ru/

Детство и юность

Врубель Михаил Александрович родился 17 марта (5 марта — по юлианскому календарю) 1856 года в Омске. Дворянский род его семьи происходит из Польши. Отец живописца был военнослужащим. Он женился на дочери атамана Астраханского казачьего войска. Александр Врубель служил в пехотном полку. Из-за службы семье часто приходилось переезжать. Михаил стал вторым ребёнком. Его младший брат и сестра скончались в детстве. Только старшая дочь семьи Анна дожила до преклонного возраста.

Некоторое время Врубели жили в Омске, где в тот период служил отец. Местный климат и несколько беременностей подряд истощили здоровье матери будущего художника. Она скончалась от чахотки, когда сыну исполнилось три года. Мальчик рос болезненным и начал ходить гораздо позже остальных детей. Вместе с отцом и старшей сестрой Анной он постоянно переезжал.

После Омска семья жила в Астрахани, затем в Харькове. Здесь Михаил впервые увлёкся живописью. Вскоре отец женился снова. Мачеха всё свободное время посвящала воспитанию детей мужа от первого брака. Её брат и сестра также занимались их образованием. Под их влиянием Михаил и Анна увлеклись рисованием и музыкой. После переезда в Саратов Врубель начал заниматься живописью с преподавателем.

В дальнейшем будущий художник был зачислен в гимназию Санкт-Петербурга, где практиковали разностороннее развитие воспитанников. Юноша продолжил брать уроки рисования. В этот период живопись ещё не была его главным увлечением. Молодому человеку хорошо давались и другие предметы, прежде всего гуманитарные. Он изучал несколько языков и уже в юные годы мог в оригинале читать «Фауста» и произведения римских классиков.

После выпуска из гимназии юноша поступил на юридический факультет университета Санкт-Петербурга. В студенческие годы он вёл богемный образ жизни, из-за чего не смог защитить дипломную работу. Врубель окончил вуз в звании действительного студента. В это время он увлёкся философией, а живопись отошла на второй план. Иногда молодой человек рисовал иллюстрации. Сохранилась лишь часть графических работ этого периода.

Позднее Михаил начал тесно общаться с семьёй Папмелей. Благодаря их влиянию он вновь вернулся к художественным занятиям. В 24-летнем возрасте Врубель поступил в Императорскую Академию художеств. Он стал вольнослушателем и начал заниматься в мастерской Павла Чистякова. В разное время у педагога брали уроки такие известные живописцы, как Илья Репин, Виктор Васнецов и другие.

В период учёбы художник начал формировать собственный стиль. Ранние его работы резко контрастировали с академическими канонами. Они казались неоконченными, чем и привлекали внимание. В Академии он создал набросок «Пирующие римляне», затем написал «Натурщицу в обстановке Ренессанса». Официально Михаил так и не закончил учёбу, хотя его работы уже имели успех.

Михаил Врубель

Профессиональная деятельность

В 1883 году Михаил Врубель получил первый крупный заказ. Павел Чистяков рекомендовал его как художника для реставрационных работ старинной церкви в Киеве. Врубель поехал туда сразу после завершения учебного года. В течение нескольких лет он завершил большой объём работ. В этот период Михаил Александрович занимался росписью самой церкви, а также писал иконы, создавал эскизы для восстановления фресок.

Во время работ по реставрации живописец сделал роспись на хорах, в которой начали прослеживаться элементы византийского искусства. Вскоре он получил возможность отправиться в Италию, где изучал римскую живопись. Адриан Прахов, нанявший художника для восстановления церкви в Киеве, отправил его в Равенну и Венецию, чтобы он изучил сохранившиеся византийские произведения и черпал в них вдохновение.

Незадолго до путешествия Врубель окончательно решил бросить учёбу в Академии. Он получил первый гонорар за иконы, после чего отправился в Венецию. Здесь он изучал церковь на острове Торчелло. Позднее Михаил Александрович интересовался мозаиками и витражами в других итальянских соборах. Во время путешествия он написал несколько икон, которые затем украсили Кирилловскую церковь.

К лету 1885 года живописец вернулся в Россию. Через несколько месяцев он уехал в Одессу, но вскоре опять поселился в Киеве. В этот период у него уже появился замысел «Демона». Художник сделал первые наброски. В Киеве он получал неплохие гонорары за свои работы, но из-за богемного образа жизни сразу всё тратил. Врубель рисовал картины на заказ, а также работал над росписью церквей.

Доход художника был непостоянным. Друзья помогали ему с заказами. Также он преподавал живопись в художественной школе и давал частные уроки. В это время Михаил Александрович переживал серьёзный душевный кризис. Он отразился на первом варианте «Демона». Картина производила отталкивающее впечатление на тех, кто её видел, и вскоре живописец решил её уничтожить.

После того как в 1889 году тяжело заболел его отец, Врубель покинул Киев. Михаил Александрович решил поселиться в Москве, где провёл следующие полтора десятилетия. Здесь он тесно общался с Ильёй Репиным, Иваном Айвазовским и другими художниками. Вместе они создавали иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова. Работы живописца требовали частых правок, поскольку его стиль отличался от того, что рисовали коллеги.

После выхода собрания сочинений пресса разгромила иллюстрации Врубеля. Их критиковали за «уродливость и нелепость». После многочисленных нападок художник начал считать, что большинству не дано понять настоящее искусство. В этот период он вернулся к замыслу «Демона». Он использовал свои графические иллюстрации как основу для создания крупного полотна.

Первые документальные упоминания о будущей картине «Демон сидящий» относятся к 1890 году. В этой работе начал проявляться характерный стиль Михаила Александровича с плоскими мазками. В дальнейшем полотно было передано в Государственную Третьяковскую галерею Москвы. Художник продолжил тему «Демона» в многочисленных рисунках и скульптурах.

В 1890 году живописец поселился в усадьбе Абрамцево, где его заинтересовала керамика. Он увлёкся созданием керамических изделий и начал руководить мастерской. Впервые Врубель получал стабильные гонорары. В этот период он занимался оформлением опер, разрабатывал дизайн часовен и проекты пристроек. Среди мотивов его работ этого времени преобладают сказочные. Во многом благодаря Михаилу Александровичу в России начало возрождаться искусство майолики.

Вскоре Врубель во второй раз посетил Италию, где сотрудничал с русскими художниками и скульпторами. В этот период у него появилась идея картины «Снегурочка». Он начал её рисовать в Риме и продолжил после возвращения в Россию. Работа не сохранилась. Вернувшись в Абрамцево, живописец начал рисовать пейзажи на основе фотографий. Одной из работ этого времени является панно «Венеция», а также картина «Испания».

Постепенно репутация Михаила Александровича в художественной среде улучшалась. Его полотна и керамика привлекали всё больше внимания, и ему доверили оформление нескольких особняков и усадеб. Декоративные работы художника играли важную роль в формировании облика объектов московского модерна. Он принимал участие в разработке многих архитектурных проектов.

В 1894 году живописец находился в депрессии. В этот период была создана картина «Гадалка», отразившая его впечатления от оперы «Кармен». Некоторые его полотна и скульптуры принимали участие в выставках, но чаще всего о них отзывались в негативном ключе. В 1896 году Врубель участвовал во Всероссийской нижегородской выставке, где ему передали две стены для панно.

Художнику удалось завершить роспись всего за три месяца. Однако комиссия Академии забраковала его работы. Ему пришлось покинуть выставку. Благодаря поддержке мецената Саввы Мамонтова был построен дополнительный павильон, в котором и представили полотна Михаила Александровича. Реакция общественности была неоднозначной.

Конец XIX века стал последним ярким периодом в карьере живописца. В это же время у него впервые проявились симптомы надвигающейся душевной болезни. Врубель страдал от головных болей и часто злился. Основными темами, к которым он обращался в тот период, стали сказочные сюжеты и мифология. В числе этих работ выделяются «Пан» и «Царевна-Лебедь».

В 1898 году Михаил Александрович вновь обратился к Демону. Он делал зарисовки «Демона летящего», но так и не закончил картину. Из-за незавершённости полотна трудно понять задумку автора. Бросив работу, художник начал писать картину «Демон поверженный». На нём полностью лежало содержание супруги и сына, и он работал в постоянном напряжении. Живописец множество раз переписывал картину. Он вносил изменения даже тогда, когда полотно представили на выставке. Психическое состояние художника ухудшалось, и вскоре потребовалась госпитализация в клинику.

Последние годы

В последние годы жизни Михаил Врубель страдал от тяжёлого психологического заболевания. Его здоровье привлекало внимание общественности и прессы. Чтобы доказать вменяемость живописца, его коллеги в 1902 году организовали персональную выставку, на которой представили более 30 картин. Однако она не смогла развеять сомнения тех, кто не верил в возвращение художника.

Сам Врубель в этот период не мог оставаться без присмотра. Часто он впадал в буйство и не мог нормально говорить. Когда наступали недолгие периоды просветления, Михаил Александрович делал примитивные наброски. Лишь через несколько месяцев его состояние стабилизировалось. Живописца перевели в клинику Сербского, где ему диагностировали прогрессивный паралич на фоне перенесённой сифилитической инфекции.

Художник проходил лечение, и постепенно к нему начали пускать посетителей. Однако прогнозы врачей не оставляли шанса на выздоровление. В 1903 году Врубеля выписали. Поскольку он страдал от тяжёлой депрессии, ему предложили пожить в имении в Киеве. Перед отъездом заболел сын Михаила Александровича Савва. Уже в Киеве его состояние начало ухудшаться. Мальчик умер, из-за чего психологическое заболевание живописца вновь проявилось.

Врубель попал в клинику для душевнобольных. В 1904 году он проходил лечение у доктора Усольцева, методы которого помогли улучшить состояние Михаила Александровича. В лечебнице он делал наброски карандашом, рисуя в основном портреты медиков, окружающих его. В 1905 году вновь повторились симптомы психоза, и художника пришлось повторно госпитализировать.

Живописец страдал от галлюцинаций, а момент просветления наступил лишь через несколько месяцев. В этот период критики начали менять своё мнение о его работах. Он был востребован, и вскоре его избрали академиком живописи. Именно ему поручили написать портрет Валерия Брюсова. Картина стала одной из последних в карьере Врубеля. В феврале 1906 года он полностью утратил зрение.

К Михаилу Александровичу приехала сестра Анна, которая стала жить вместе с его женой. Сам художник находился в клинике. Ему выплачивали пособие, покрывающее траты на пребывание в лечебнице. Приступы буйства у живописца практически прекратились. Но в последние годы он постоянно находился в плену галлюцинаций. Часто Врубель не узнавал даже близких людей.

В последний год Михаил Александрович говорил, что не хочет так жить. Зимой 1910 года он долго стоял перед распахнутым окном. В результате переохлаждения у него развилось воспаление лёгких, стремительно перешедшее в чахотку. Он скончался 14 апреля (1 апреля — по юлианскому календарю) 1910 года. Живописец был похоронен через два дня на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Награды и звания

  • 1883 —Вторая серебряная медаль Академии художеств
  • 1900 —Золотая медаль Парижской всемирной выставки
Михаил Врубель

Личная жизнь и семья

Михаил Врубель был женат один раз. В 1896 году он принимал участие в создании декораций для постановки «Гензель и Гретель». В ходе репетиции художник услышал, как поёт Надежда Забела, которая также была задействована в опере. Он влюбился в голос певицы и решил с ней познакомиться. Забела была на 12 лет младше Михаила Александровича, поэтому её родители не сразу одобрили их отношения.

Врубель был готов сделать предложение певице в первый же день. Через несколько месяцев состоялась их свадьба. Они венчались в соборе Женевы, а затем отправились на отдых в швейцарский пансионат. За годы совместной жизни живописец множество раз рисовал портреты супруги. В 1901 году в семье родился сын Савва, однако он скончался, не дожив до двух лет.

Михаил Врубель

Михаил Врубель и Надежда Забела

Вам также могут быть интересны
Пабло Руис-и-Пикассо
Пабло Руис-и-Пикассо
СкульпторыХудожники
Карл Брюллов
Карл Брюллов
Художники
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк
Художники
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.